Методическая разработка по технологии (9 класс) на тему: Тюбетейка. Тюбетейка своими руками из бумаги. Мастер-класс с фото






Происхождение тюбетейки Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.




Орнамент тюбетейки. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья


Назначение тюбетейки С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».




Формы тюбетейки Российские татары носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.




Каляпуш и такия Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов - каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».







Шитье и простегивание деталей тюбетейки

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата (всего понадобится около 15 м шпагата).

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см - и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу… откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе… Тюбетейка на Востоке может рассказать о многом посвященному. Поделимся с Вами некоторыми секретами многочисленных узоров этой, на первый взгляд, обыденной и привычной детали восточного гардероба.

Тюбетейка - круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии. Само слово произошло от тюркского корня «тюбе» - вершина. И, действительно, взгляните на ее форму - это свод неба, купол мечетей, крыши старинных базаров. Мало кто задумывался, но даже сама юрта - это та же тюбетейка, увеличенная в несколько десятков раз.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно одевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек (а таковых в Средней Азии большинство) обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец). Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку (детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце). И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. В Туркмении, например, она даже называется по-своему - тахья. Здесь ее шьют с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черного цветов. Если на тюбетейке туркменской девушки Вы увидите перья - знайте, что эта девушка еще свободна, если же тюбетейка без перьев - молодая невеста уже сосватана.

Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу - расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, пейзажами - недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!

Особенности узора могут многое рассказать о том, где эта тюбетейка была сделана: памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику; Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте; в Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной гаммой; в Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол; родину тюбетейки определить можно безошибочно - это Бухара. В Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста чаще всего носят однотонную тюбетейку из бархата зеленого цвета. Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор "след змеи" оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Иногда в узорные композиции включаются надписи на арабском языке, например, такая: "Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".

Самые распространенные в Средней Азии тюбетейки - «Чусти» (по названию местечка Чуст в Ферганской долине Узбекистана) квадратные по форме, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали. Узор вышивки «Чусти» традиционен: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампур), которые на Востоке считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора белыми нитями вышиты волнистые узоры, символизирующие богатство и жизнеспособность.

Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны. Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина - несомненный факт.

Фотографии:

Из опыта работы учителя технологии МКОУ «Ишимовская СОШ» Шамидановой Лилианы Адибовны

Технология изготовления тюбетейки

Цель урока: Расширить знаний о культуре татарского народа Задачи: Познакомить с вышивкой бисером. Научить подбирать материалы и инструменты. Научить вышивать тюбетейку.

Татарские национальные головные уборы Мужские головные уборы Женские головные уборы Технология вышивания и изготовления тюбетейки. Проектирование головных уборов

Тюбетейки – татарские мужские головные уборы Существовали два основных вида татарских тюбетеек - такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Калфак - татарский женский головной убор Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер. Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых так же можно носить шаль или платок.

Технология вышивания Мужской головной убор – тюбетейка Необходимые материалы: бархат черного или фиолетового цвета, хлопчатобумажная основа для подкладки, около 15 метров шпагата большим ушком иглы, бисер, стеклярус, нитки. Женский головной убор - калфак Необходимые материалы: бархат зеленого или красного цвета, хлопчатобумажная основа для подкладки, около 15 метров шпагата, большим ушком иглы, бисер, стеклярус, нитки.

Использованные цвета в изделиях: Красный - цвет любви, крови и огня. Зеленый - зелень, возрождение. Алый - одерживает победу. Белый - чистота. Желтый - беспокойный.

Изготовление выкройки Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см, длина основания соответствует размеру головы плюс 2 см на сборки при вдевании шпагата и плюс 1 см на шов. Например, размер 58. Длина основания параллелограмма: L =58 cm +2 cm +0,5 cm x 2=61 см. Верхняя часть имеет форму круга. Диаметр его вычисляется следующим образом: например, размер головы 60. С - длина окружности = 60 см. С= 2  R C =  D  =З,14 D = С/  , D = 60 см/3,14 = 19 см. ПРИМЕР

Изготовление выкройки НАЗАД

Раскрой тюбетейки Выкройка боковой части. На изнаночную сторону бархата разложить выкройку «по косой» так, чтобы долевая нить ткани совпала «по косой», расчертить и раскроить. Белую ткань и бортовку кроят также по косой. Раскрой верхней части. Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы. ПРИМЕР

Раскрой тюбетейки

Выбор узора

Перевод узора Переводим узор на бархат с помощью зубной пасты и щетки. На боковину обычно переводится три узора.

Подготовка выкройки к вышивке узора Наложить на изнаночную сторону бархата любую ткань, зафиксировать по краям крупными стежками.

Подготовка пяльцев к работе и вышивке узора Бархат с узором натягивается на пяльцах

Вышивка тюбетейки Подготовка инструментов и бисера Вышивка верхней части Вышивка боковой части Подготовка деталей для дальнейшей обработки

бисер иголки стеклярус бусы пайетки

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя

Раскрой подкладки Подкладка раскраивается из однотонного сатина (или саржи) темного цвета. Подкладка для края тюбетейки выкраивается также по косой, как бархат, но она должна быть длиннее и шире бархатной части на 2 см. ПРИМЕР

Соединение бархата с подкладкой. Бархат и подкладку сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять их срезы, закрепить английскими булавками, оставляя от среза 5 мм, приметать прямыми стежками белыми нитками, а затем на швейной машинке прострочить черными нитками, оставляя от срезов 5 мм. 1 этап ПРИМЕР

Выдернуть сметочные нитки и вывернуть изделие на лицевую сторону. Для того, чтобы снаружи тюбетейки не выступала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 2 мм заходила на изнаночную сторону и обтачайте белыми нитками. Потом на машинке прошейте по низу боковины со стороны бархата, оставляя снизу 5 мм. 2 этап ПРИМЕР

На боковине и верхней частях тюбетейки между бархатом и подкладкой разложить бортовку. Чтобы ткани не сместились, приметать светлыми нитками, по краям боковины оставляя 1 см и 5-7 мм - на верхней части тюбетейки. 3 этап ПРИМЕР

На подкладке верхней части с помощью лекала прочертить строчки для стегания. Верхнюю часть тюбетейки по дугообразным линиям простегать нитками цвета ткани. 4 этап ПРИМЕР

лекала НАЗАД

Боковину стегать по долевой нитке параллельными линиями. Чтобы стежки были параллельными, на боковине через каждый 7-10 сантиметров прочертить между собой параллельные линии и наметить белыми нитками, которые потом снимутся. 5 этап ПРИМЕР

Инструменты и приспособления 6 этап

В каждую дорожку между строчками стеганого верха с помощью изогнутой иглы проденьте шпагат. Иголку введите с края в центр по самой длинной дугообразной дорожке, выведите иголку через подклад наружу и отрежьте шпагат. Чтобы концы шпагата не «выглядывали», подтяните ткань так, чтобы шпагат вошел во внутрь изделия. Проденьте шпагат во все дорожки. 7 этап ПРИМЕР

На боковине шпагат вдевают сверху вниз в сторону шва и в последнюю очередь размерный шпагат по длине боковины. Шпагат вдевается, чтобы тюбетейка имела красивую форму. Старайтесь подобрать шпагат не очень тонкий, иначе тюбетейка не сохранит форму и получится мягкой. 8 этап ПРИМЕР

Концы боковины соединяются по крайним стежкам по долевой нитке. 9 этап

Разделив верх на 4 равные части, отметить точки английскими булавками. Боковую часть разделить на 4 равные части, начиная с надлобной части. Эти точки попарно соединить булавками. 10 этап

Соединение частей тюбетейки. Детали соединяют с изнаночной стороны по намеченным точкам белыми нитками. С верха изделия захватывают 5 мм, а боковину сшивают по намеченной линии. Проверить, все ли места правильно соединены и расстояния соблюдены, затем пришить черными нитками. 11 этап ПРИМЕР

Внутренние срезы верха и края тюбетейки обработать, подгибая их внутрь в сторону верха изделия. 12 этап

13 этап Форма из дерева

С изнаночной стороны намочить желатином, выверните на лицевую сторону и установите ее на форму. Затем поставьте сушить на теплое место. 14 этап

Надеемся, что вышитая вами тюбетейка, которой отдана вся душевная теплота и старания, будет приносить радость вашим близким. 15 этап

Спасибо за внимание!

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.