Карельская кукла. Карельские обереги. Кукла Пеленашка для отпугивания злых духов

Куколка «Кормилка» — одна из самых привлекательных среди обережных текстильных народных кукол. Есть она у русского народа и у вепсского. Технология изготовления одинаковая, а названия – разные. Русские люди называли «Капусткой», а вепсы величали «Кормилкой» или «Рванкой».

Обережная кукла дарилась для поддержки в жизни, для охраны человека от всяких бедствий. Вот Кормилка, как мама, свою хозяюшку и охраняла. А чтобы в обережную куколку не поселился дух зла и никому не смог напакостить, ей нельзя было делать глаза.

Также не использовали нож или ножницы при ее изготовлении, чтобы хозяйская «жизнь не стала резаной или колотой». Но теперь, когда обережные куклы делаются как сувениры, редкий мастер будет рвать, а не кроить на кукол детали.

У Кормилки есть еще обережные секреты. Например, количество узелков на скрепляющих нитках должно быть нечетным, чтобы годы владелицы «не были сочтены». Из ниток на спинке куклы наматывается обережный крест — символ Солнца — «чур». При изготовлении желательно пользоваться красной ниткой. Она будет напоминать вышивку на женской традиционной рубахе – это еще один оберег, уже из народного костюма.

Для приготовления куклы — оберега потребуется:

катушечные нитки красного цвета;
1 квадрат из однотонной ткани белогоֹцвета 15 на15 см на рубаху;
3 квадрата из ֹцветнойткани 15 на15 см на сарафан;
несколько сложенных разноцветных нитей 18-25ֹсм на пояс;
поролон или вата для набивки головы и груди;
1 треугольник из трикотажной ткани со сторонамиֹ15ֹнаֹ8 наֹ8 см на платок;
10 см ленты атласной шириной 0,8-1 см на голову;
1 прямоугольник из ткани 3ֹнаֹ6 см на фартук.

Изготовление каркаса куклы

1. В центр белого квадрата выкладывается кусочек поролона, обкручивается ниткой, завязывается на несколько узлов, нитка обрезается (такой техникой обрабатывается все затяжки на кукле). Получилась голова.

2. Разложить заготовку так, чтобы получился треугольник с головой в центре широкой стороны. Потянуть за будущие ручки – за два противоположных от головы кончика. В каждом из будущих рукавов тщательно разровнять внутри подгибку. Край угла (будущую ладонь) подогнуть внутрь 2-1,5. С лицeвой стороны обкрутить ниткой будущую ладонь, отступив на 0,7-0,5 см от крaя. Повторить с другой рукой.


3. Разровнять руки, стянуть ниткой талию.

Изготовление сарафана куклы кормилки

1. По принципу головы делается грудь, она же – передняя часть сарафана. Берется 2 квадрата из ֹцветной ткани, в них заворачивается в центре по кусочку поролона. Кусочки берутся одинаковые, меньшего, чем голова, размера.

2. Обе груди приматываются к талии так, чтобы спереди была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.

Сзади, на спине, бретели перекрещиваются, как в старинном северном сарафане, (это и есть обережный крест).

3. Третий квадрат из ֹцветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.

Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нaֹ1,0-1,5ֹcм.

4. К талии спереди накладывается фартук лицевой стороной вниз. Нижний край прямоугольника на 1 см заходит ниже талии, обкручивается ниткой. Затем фартук пускается, разворачиваясь лицевой стороной.

Все живущие на Земле люди родом из детства. Конечно же, этот период жизни у каждого отдельно взятого человека проходит по-разному, однако у большинства из взрослых в то далекое время были куклы. На рынке игрушек сегодня представлено множество кукол на любой вкус и кошелек, однако найти по-настоящему хорошую и уникальную в своем роде куклу - настоящая проблема. А может быть не стоит надеяться на игрушечную индустрию и попробовать сделать необычную игрушку своими руками?

История народной куклы уходит своими корнями в глубину веков, являясь своеобразной носительницей народных традиций. Еще в начале прошлого века их мастерили умельцы из разных уголков Карелии, однако житель большого и современного города бесконечно далек от крестьянского быта конца XIX века. Действительно, жизнь обычного карельского крестьянина была заполнена не только различными праздниками, но и тяжелым физическим трудом, а христианские традиции переплетались с языческими обрядами. В деревенских праздниках принимала участие большая часть жителей поселения. Во время проведения обрядов местные жители использовали большое количество различных ритуальных предметов, в число которых входили и народные куклы. В понимании древних людей кукла являлась своеобразным посредником между человеком и непознанными силами природы. В зависимости от своего предназначения, существовали не только игровые и обрядовые, но особые куклы-обереги, которые защищали своих хозяев от заговоров.

На сегодняшний день создатели и владельцы народной куклы в большинстве случаев обращают внимание только на внешние особенности игрушки, не придавая никакого значения её предназначению, а вот жители Карелии (да и других регионов России) в древности создавали игрушки не только непосредственно для игры, но и вкладывали в неё определенное «послание».

Секрет народной куклы не так-то просто разгадать. Часть истории её возникновения уже давно канула в лету, однако найти ответы на некоторые вопросы всё-таки можно. Прежде всего, необходимо понимать, что кукла не появляется из ниоткуда, а создается человеком, который невольно вкладывает в неё частичку себя и народа, частью которого он является. Большинство кукол не имели собственного лица, и в этом есть определенный смысл. Согласно верованиям древних жителей Карелии, безликие куклы были неодушевленными, а значит, в них не могли вселиться недобрые силы или злые духи. Такие игрушки дарили молодоженам или детям. Последние практически сразу принимались «за дело», придумывая подарку имя, характер, а иногда и вышивая кукле лицо.

Главной особенностью народных кукол можно смело считать простоту в изготовлении. Для их создания использовались распространенные виды тканей, которые набивались шерстью, льном или ветошью. Незатейливый вид народной куклы придавал ей особую привлекательность и загадочность. Кстати, карельские девочки в свободное время делали довольно сложные игрушки, облаченные в традиционные для района проживания одежды. Благодаря этому куклы в определенном смысле знакомили детей с обычаями и традициями родного края


МКОУ ДОД « Школа искусств Пряжинского района»

Художественное отделение с. Святозеро

МАСТЕР-КЛАСС « Куклы- обереги из бабушкиного сундука»

КАРЕЛЬСКАЯ ( ПРЯЖИНСКАЯ ) «РВАНКА»

Преподаватель: Васильева М.А

2012 год

Данный мастер- класс призван помочь обучающимся раскрыть значение народной куклы, познакомить их с традиционной культурой, ее обычаями и историей.

Традиционная народная игрушка – это настоящая основа для полноценного бытия на земле. Игрушка помогает ребенку сблизиться с природой при помощи натуральных материалов. Особое место среди большого мира игрушек отводится народной кукле.

Изучение традиционной народной куклы дает возможность каждому учащемуся раскрыть свои творческие способности, фантазию и мастерство.

Цели мастер- класса:

    Формирование у учащихся представлений о народной культуре Карелии, о традиционных куклах и традиционном народном костюме, изучение технологии разработки и изготовления куклы в традиционном народном костюме с учетом этнолокальных традиций;

    Развитие творческой активности учащихся, их художественного вкуса и способностей;

    Привитие интереса к истории и культуре своего народа, воспитание стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, воспитание личностных качеств учащихся.

Задачи:

    Познакомить учащихся с основами традиционных ремесел;

    Разрабатывать и изготавливать народную куклу;

    Развивать эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление.

    Воспитать аккуратность, терпение, выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ из БАБУШКИНОГО СУНДУКА

В глубокой древности у кукол было другое предназначении, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми « охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – « рванки»). Еще до рождения ребенка делали куколку и укладывали ее в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» ее для будущего малыша. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребеночка. Тряпичную куклу – делали своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благославляя ее на счастливое замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу с пожеланиями добра и скорого возвращения. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют мир взрослых, и через игру ребенок постепенно подготавливается к самостоятельной жизни. Наши предки осознавали важность игры для формирования личности ребенка, вот почему методы народной педагогики ориентировались, в первую очередь, на специфику детской души: жажду подражания, жажду труда, желание радоваться, играть.

Кукла Карельская « рванка» была оберегом, но в то же время она была и игровой куклой. Такую куклу делали без применения иглы и ножниц – лоскутки необходимые для ее изготовления, просто отрывали от целого куска ткани, поэтому и закрепилось за ней такое название – « рванка». Каждая девочка стремилась сделать свою куклу, как можно лучше, придумывала ей наряды, наряжала заново.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

4. Следи за движением лезвий во время работы.

5. Ножницы клади кольцами к себе.

6. Подавай ножницы кольцами вперед.

7. Не оставляй ножницы открытыми.

8. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

10. Используй ножницы по назначению .

Изготовление куклы:

Материалы и инструменты:

    Основа из бязи (ситца) белого цвета – 17х17 см;

    Руки (1 деталь) из белой бязи – 15х9 см;

    Грудь (2 детали) из белого ситца – 6х6 см;

    Рубашка (1 деталь) из цветного ситца – 8х16 см;

    Юбка из цветного ситца 17х17 см;

    Передник из льна, бязи – 5х9 см;

    Поясок из тесьмы – 25 см;

    Нижний платок из однотонного ситца – треугольник со стороной 13 см;

    Верхний платок из цветного ситца – треугольник со стороной 16 см;

    Вата, нитки;

    Ножницы.

Инструкционная карта по изготовлению куклы- оберега

Карельская (Пряжинская) « РВАНКА»

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать).

У Вилены проводятся занятия по этим куклам, фото слева — из приглашения на занятие по Лихоманкам от Вилены.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) — от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха — эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра — она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Они отличаются: зимние на палочках , их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся.

МК по зимним Лихоманкам смотрите в следующей статье.

По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая — Кумоха.

Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы.

От белой ткани отрывают длинную полоску такой же ширины, как заматываемая палочка. Далее, палочку заворачивают-закручивают в лоскут, так же как сматывают бинт.

Закрутка может быть заготовкой и для других видов кукол. Традиционно закрутку делают «на колене». На колени вдоль ноги раскладывается полоска ткани, на полоску кладут палочку, катят палочку по ткани ладошкой, наматывая на палочку ткань. Уже смотанную закрутку можно катать ладонью по колену пока она не загладится, уплотнится и не прекратит раскручиваться.

Закрутку перевязывают ниткой в двух местах. Первый раз посередине (как пояс) и другой раз в 2/3 от верхней половины (отделяется голова). Получается заготовка куклы. У этой куклы нитка никогда не наматывается крест-накрест. Ведь крест служит оберегом от злых демонов, а функция куклы-лихорадки отвлекающая и замещающая, она наоборот должна быть для них привлекательна.

Далее одеваем куклу: Повязать платок. Затем, платье — обмотать 2/3 туловища кусочком цветной ткани. Приложить передник. Перевязать-закрепить платье и передник пояском. Лихорадка готова. (Возможен вариант оформления кукол, когда платок одевается последним, уже поверх платья).

Мои лихоманки в процессе изготовления.

Мои Лихоманки — вместе с Кумохой.

Снова мои Лихоманки — вид сзади.

Перед родами женщина изготавливала 13 маленьких кукол для защиты своего ребенка и вешала их у трубы в избе. Если ребенок заболевал, мать «договаривалась» с одной из кукол о помощи в выздоровлении. В случае, если кукла не поможет, женщина обещала выставить ее из дома на улицу.

Помните, правильно сделанная кукла должна уметь стоять без опоры.

Размещают Лихорадок возле трубы или вытяжки. Большая лихорадка при этом располагается посередине. Их можно поставить на полку или, связав красным шнуром, повесить на стену.

Карелы - коренной народ Карелии, живущий на этих землях на протяжении многих столетий.
Жизнь народа была трудной, наполненной тяжелым физическим трудом в суровых климатических условиях. Часто люди нуждались в покровительстве могущественных потусторонних сил и обращались в том числе к помощи специальных кукол, охраняющих человека. Их так и называли - оберег или берегиня. Вера в силу оберега делала человека во много раз сильнее и увереннее. В современной Карелии и сегодня помнят о традиции создания оберегов, о чем я узнала на мастер-классе в карельском городе Кондопога.

Я вам расскажу о наших оберегах, а потом вы сделаете своими руками оберег на память о Карелии, - говорит ведущая мастер-класса Людмила.

Мне совсем не хочется ничего делать. Можно я буду просто фотографировать? Попробуйте, не пойдет - бросите. Ладно. Ведь даже солидного вида Владимир пытается создать свой оберег. Чем я хуже.

Куклы-обереги забавные. Вот Пеленашка - закутанная в одеяльце крошечная "куколка-тельце". Пеленашка, сделанная материнскими руками считается мощным оберегом, защищающим от зла маленьких детей. Пеленашку клали в кроватку еще до рождения ребенка. Она "согревала" колыбель и оставалась там и после появления в семье младенца. Считалось, что Пеленашка защищает некрещенного малыша, сбивая с толку злые силы. Кукла должна принять все напасти, угрожающие младенцу. После крещения Пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой.

Кукла Вепсянка (на первом фото) оберегала замужних женщин и размещалась в северном углу дома. От покровительства Вепсянки в доме ожидали благополучия в семье и здоровья.

Пару кукол - жениха и невесту - называют "Неразлучниками". Такой оберег традиционно делали к свадьбе. У Неразлучников одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в радости.

Кукол делают из ярких лоскутков и ниток, которые связывают, но не сшивают. Не используют при создании и ножницы - лоскуты рвутся или скручиваются. Иногда такие куклы так и называют - "рванки".

Тряпичные куклы-обереги безлики. Лицо остается белым. Считается, что так кукла остается недоступной для вселения в нее злых сил и безвредной для человека.

Кукол, сшитых из новых лоскутов, делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к праздникам. Для своих детей, куклы делали обычно из старых тканей. Считалось, что ношеная материя хранит родовую силу и передает её ребенку, становясь оберегом. Особенно часто для кукол использовали подолы женской одежды. Эти части костюма, соприкасающиеся с землей, вбирали ее силу и приобретали сакральное значение.

В семьях кукол было много, ими дорожили, их берегли. Считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Сейчас значение оберегов уже не совсем то, но традицию эту в современной Карелии сохраняют, хотя бы посредством рассказа на таких мастер-классах.

А я послушно отложила фотоаппарат и делаю оберег путешественника "Путнику в дорогу".
Две объединенных полоски ткани означают дорогу из дома, дорогу домой и единую дорогу.

Несколько картинок. На случай, если вы тоже пожелаете сделать такой же оберег.

И вот он, мой "Путник в дорогу".

Мастер-класс организован Группой компаний "Карелия-Тур" http://www.ruskarelia.ru

О Карелии: