Белый месяц в году. Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) – буддийский Новый год. Что такое белый месяц

Наступление буддийского Нового года по лунному календарю в Иркутске отметили массовым флешмобом «Глобальный Ёхор – 2016». Встав в три круга, традиционный бурятский хоровод на площади у спорткомплекса «Труд» водили сотни людей разных национальностей и вероисповеданий. К акции присоединились десятки стран – от США до Эстонии, видеоприветствия с танцующими людьми со всего мира были показаны на огромном большом телеэкране стадиона «Труд».

Каждый раз наступление Нового года по буддийскому календарю приходится на разные даты. Очередной круг жизни в этой традиции могут начать отмерять и в конце января, и в середине марта – все зависит от фаз Луны и астрологических таблиц. В 2016 году Сагаалган пришелся на 9 февраля. В дацанах идут торжественные службы – хуралы, в домах проводится особый обряд очищения – гутор. И, конечно, повсюду накрываются праздничные столы.

– Мы ходим в гости от самого младшего – к самому старшему, дарим подарки. В моей семье алкоголь в этот день пить не положено. Предпочтения отдаем белой пище – молоку, творогу, сметане, сыру. Ну и позы, конечно, варим. В Бурятии играют на Сагаалган в национальные игры. Проводятся также конные скачки, состязания по борьбе, стрельбе из лука, – рассказывает уроженка Улан-Удэ, а ныне студентка ИрГАУ Наталья Дынжинова.

Девятого февраля вместе с однокурсниками и друзьями она пришла к стадиону «Труд», чтобы исполнить традиционный бурятский танец ёхор. Движений у старинного хоровода очень много. Основным восьми движениям собравших учили молодые участники фольклорного ансамбля «Ангара». В коллективе, созданном в 2007 году, занимаются студенты иркутских вузов. Ребята разучивают традиционные танцы народов Прибайкалья – от бурятских, до эвенкийских. Но главное хореографическое наследие – это все же ёхор.

– Танцевальные движения описаны в специальной литературе. Известно, что традиция ёхора пришла со времен облавных охот – это XIII–XIV века. Когда наши предки добывали себе пропитание, они охватывали загоном большую территорию и забивали дичь, загоняя ее в круг, а потом до утра водили хороводы вокруг костра. В танце, в ёхоре показываются, например, элементы, касающиеся повадок зверей, – медвежья пляска, бег оленей. Из быта, жизни и идет наша хореография, – объясняет Николай Шаргаев, ведущий методист традиционного отдела Центра культуры коренных народов Прибайкалья.

Только на территории Иркутской области насчитывается 150 разновидностей ёхора. В первый день года Огненной обезьяны по Лунному календарю участники флеш-моба узнали элементы тункинского и эхиритского. Одни движения означают величие гор Саян, другие – быстрый бег коней по прибайкальским степям. Выучить их было несложно, но приложить физические усилия во время почти часового танцевального марафона пришлось. В этом автор строк убедилась лично, решив присоединиться к хороводу. У соседей по кругу – такие же впечатления.

– Это покруче фитнеса, зато весело как, – смеется русская девушка Света по мою правую руку.

– Да, здорово, главное – рук нельзя размыкать, – отвечает слева ее подружка – бурятка Маша.

Участники акции образовали сначала шесть кругов поменьше, а потом объединились в три огромных хоровода. На большом экране стадиона – танцующие ёхор люди из разных стран мира. Свои видеоприветствия прислали жители Испании, Таиланда, Эстонии, Южной Кореи, Китая, США, Италии и других государств. В иркутском ёхоре также кружились представители разных народов. Вот под этническую музыку веселятся на зеленой лужайке уроженцы Бурятии, ныне живущие в Лос-Анджелесе, вот – свои хореографические умения у стен Лувра показывают буряты-парижане. За руки взялись и инвалиды-колясочники улан-удэнского «Общества без барьеров» и даже осужденные колонии-поселения под Улан-Удэ.

– Я сама русская, правда, у меня есть татарские корни. К сожалению, бабушки и дедушки умерли, и традиции многие утратились, а родители не успели это все перенять. Я жалею об этом. Но стараюсь ходить на разные традиционные праздники, – делится впечатлениями иркутянка Мария Мартынова. – Я люблю народные мероприятия, потому что они сплачивают людей. А такие танцы – это вообще что-то особенное. Ты не знаешь соседа, но ощущаешь, что все мы – люди мира. Мы – братья и сестры – одно целое.

Праздник Белого месяца, с которого, по поверьям, начинается весна, только стартовал. В течение февраля в Иркутске пройдет около десятка торжественных мероприятий. Так, 13 февраля в 12.00 в ДК имени Горького иркутские шаманы проведут обряд встречи Нового года. С собой нужно принести белую пищу, печенье, пряники или другие сладости.

Как рассказал директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья Александр Амагзаев, 13 февраля в Иркутском музыкальном театре также состоится гала-концерт, посвященный Сагаалгану. В нем примут участие около 10 фольклорных коллективов Иркутской области. 22 февраля также в ДК Горького впервые проведут Сагаалган для детей. Да и на «Труде» торжества в честь буддийского Нового года еще не закончились. 6 марта там пройдет культурно-спортивный праздник «В сиянии Белого месяца» с первенством Иркутской области по бурятской борьбе и финалом конкурса «Мисс Азия Иркутск– 2016».

2016-ый год по Восточному календарю верующие буддисты всего мира встретят 9 февраля. Праздник отметят и в Бурятии- центре буддизма в России. В праздничный календарь дата наступления Нового года по Восточному календарю официально дата внесена 20 лет назад - этот день является официальным выходным. О правилах встречи Сагаалгана и прогнозах на 2016 год - в нашем материале.

Изучая исторические корни праздника Белого месяца – Сагаалгана, ученые установили, что изначально праздник был народным. В восточной астрологии он традиционно праздновался в начале весны, когда природа очищается, а, как часть природы, очищается и человек. Белый цвет испокон веков у бурят считался цветом, который приносит счастье, добро, удачу, мир, говорится в пособии по проведению праздника Белого месяца. Религиозным праздник стал после распространения в мире ламаизма (самое позднее направление в буддизме).

Традиционный Сагаалган

Культовая часть празднования происходит в дацанах, где в преддверии праздника и после него проводятся молебны о благополучии всех живых существ на Земле. В 29-й день по лунному календарю в дацанах республики проходит обряд очищения «дугжууба». В этом году он выпал на 7 февраля. Этот обряд предполагает уничтожение злых духов в ритуальном костре. Как отмечают священнослужители Буддийской традиционной сангхи России, тем самым сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Верующие привозят в храм кусочки теста или бумаги, которыми предварительно обтирают тело. Бумагу или тесто они оставляют там, где вечером будет сжигаться сор. Во время молебна в магический трехгранный конус «Сор» с черепом на вершине и пламенеющими гранями вселяют враждебных духов всех десяти сторон света и духов, причиняющих 64 вида страданий, болезней, преждевременной смерти. Сор выносят из дацана и сжигают за пределами монастыря.

Последний день старого года – 8 февраля - называется «бүтүү үдэр». Название дословно переводится как закрытый, глухой или тёмный день. День символизирует старый год, уходящий во «тьму» времени. Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых в день перед Сагаалганом зажигается лампада. В этот день по бурятским обычаям запрещено употреблять спиртное и мясо.

Молебны в дацанах республики продолжаются вплоть до 23 февраля. Одним из главных является хурал, посвященной богине Балдан Лхамо. Он начнется в 22 ч. 8 февраля и завершится только в 6 утра следующего дня. Считается, что тем, кто в эту ночь не спит, она дарует своё покровительство и помощь в решении самых непростых вопросов. Для того, чтобы получить благословение Лхамо можно также встать рано утром и зажечь лампаду. Хозяин дома должен первым выйти на улицу и поприветствовать восход солнца дарами от всей семьи.

После завершения всех обязательных обрядов и наступления нового года начинаются народные гуляния. Люди празднуют и ничем больше не занимаются. Отметим, что в Бурятии день празднования – 9 февраля – по традиции официально объявлен нерабочим днем. В первый день Белого месяца все ходят по гостям, поздравляют родственников и друзей.

Новогоднее приветствие у бурят – особенное. Младший протягивает старшему руки ладонями вверх, показывая тем самым что он готов принять всё хорошее от старейшего родственника. Старший же кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, выражая свою готовность отдать это. После этого младший дарит подарки старшему, который, в свою очередь, отвечает ему тем же. К женским подаркам относятся платки, отрезы ткани, пакетики чая, к мужским - хадак (ритуальный шелковый лоскут, лента или шарф белого) и табак.

Особое значение имеет и то, какой человек навестил твой дом первым в день наступления Нового года. Лучше всего если это будет мужчина со счастливой судьбой. По древней традиции считалось, что какой человек придет в дом в первый день нового года, таким и будет для семьи наступивший год.

Не менее важно и то, чем гостей угощать. Праздничный стол состоит и сегодня из редких для повседневности блюд. По старинным традициям почетным блюдом выступала отварная баранья голова («теелай»). Кроме этого на стол ставятся обязательно молочные продукты – сметана, молоко, творог, а также буузы, «бухэлеэр» и другие угощения. Сагаалган дословно переводится как Белый месяц. В одной из версий Саган hара также переводят как «творожный месяц», то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог (цага). По другим версиям, в конце зимы, когда отмечается праздник, начинается массовый приплод у скота и на столе кочевников в изобилии появлялась молочная белая пища (сагаан эдеэн).

Прогнозы буддистов на 2016 год

Бурятия провожает год деревянной овцы и встречает год огненной обезьяны. Давая прогнозы, астрологи сходятся в одном – год будет похожим на его хозяйку – ярким и полным неожиданностей. Глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев назвал наступающий по лунному календарю год красной огненной обезьяны Годом больших урожаев. Делясь ожиданиями от предстоящего года, он процитировал текст ежедневного Послания Хамбо ламы Дашидоржо Итигэлова от 1 декабря 2015 года.

Учитель охарактеризовал 2016 год как год больших урожаев, но при условии приложения каждым человеком огромного усердия в создании причин всех своих будущих успехов, - сказал Аюшеев. – «Сажайте семена!» - такое напутствие дал нам Хамбо лама Этигэлов. А успех всегда приходит и придет к тому, кто бдителен, бдителен во всем. Таковы слова великого Учителя Нагарджуны.

Дид хамбо лама Дагба Очиров в интервью ИА «Восток-Телеинформ» рассказал, что удача в наступающем году будет сопутствовать любознательным и целеустремленным людям.

Обезьяна по натуре любопытная, в разных ситуациях всегда ищет выход. Так вот, символ года будет благосклонен людям, которым присущи такие черты характера, как настойчивость и напор. Тем, кто не ищет причин своих неудач, а ищет решение проблем. Улыбнется удача и творческим людям, отличающимся любознательностью, - отмечает Очиров.- Желаю, чтобы в новом году жители республики не теряли веру и шли только вперед.

Дид хамбо лама Дагба Очиров советует всем верующим посетить хуралы Иволгинского дацана, которые будут проходить в первые 15 дней нового года по лунному календарю. По его словам, именно в это время «Будда показывал чудеса».

Богатым на урожай год предрекает и проректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Самдан лама, поделившийся прогнозами с изданием «Традиция». В год огненной обезьяны, по его словам, тяжело придется гневливым и злым людям, тем, кто проявляет стихию огня. Самдан-лама советует не пренебрегать очистительными процедурами, пройти обследование у врачей, особенно это касается тех, кто родился в год обезьяны. Всем верующим рекомендуется больше заниматься «делами духа» - посещать молебны и делать упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой. Несмотря на кризис, Самдан-лама предрекает удачное время для бизнесменов и всех людей, которые умеют вовремя принимать решения. Удача будет сопутствовать, в частности, тем, кто духовно богат и твердо стоит на пути просветления.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) –буддийский Новый год, символизирующий начало весны у народов Бурятии, Калмыкии, республике Тыва, а также жителей отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета.

Какого числа будет Сагаалган 2018 и сколько дней он продлится? Как отмечается данный праздник у буддистов? Какова обрядовая составляющая праздника Белого месяца?

Дата празднования Сагаалган плавающая, сообщает сайт. Это связано с тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Поэтому отмечают буддийский Новый год каждый год в разное время. И если у православных всё предельно ясно –Новый год у них всегда наступает 1-го января, то у бурятов он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния.

В 2018 году Сагаалган начнёт праздноваться в пятницу 16 февраля с восходом солнца. Этот день станет не рабочим (выходным) в следующих регионах:

  • Калмыкия,
  • Бурятия,
  • Тыва,
  • Алтай,
  • Забайкальский край.

В этих республиках Сагаалган празднуется почти целый месяц. Ввиду того, что родственные связи у бурятов достаточно прочны и велики, для того, чтобы обойти всю родню и погостевать в каждом доме и месяца может не хватить.

До 13 века Сагаалган отмечался осенью 22 сентября, в день осеннего равноденствия. Но, начиная с 1267 года, по указу монгольского хана Хубилая, буддийский Новый год был перенесён на февраль – первый месяц весны согласно лунному календарь.

В последний день старого года, который именуется как «бүтүүүдэр», буддисты соблюдают однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется вообще. Это необходимо для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций.

Также в ночь перед праздником не рекомендуется спать. Занять себя в тёмную половину суток можно чтением мантр. При этом необходимо дождаться раннего утра (часов 4-5-ти), когда в дом заходит Балдан-Лхамо, божество, дарящее счастье и удачу всем жильцам на последующий год.

У бурятов существует один интересный обычай, который именуется как «правило меры и достаточности». И это единственное правило из этики повседневной жизни представителей буддийской веры, которое в Сагаалган можно игнорировать. Смысл его в том, что нельзя брать больше чем нужно и кушать больше чем хочется. В буддийский Новый год разрешено нарушить это правило: можно покупать всё то, что нравится и сполна объедаться за праздничным столом.

На богатом праздничном столе в Сагаалган появляются достаточно редкие для повседневной жизни блюда. При этом в яствах обязательно должен доминировать белый цвет. Даже водка обязана быть белой, то есть приготовленной на молоке.

Мясо, в частности баранину, также подают на стол в различных вариациях блюд и технологиях их приготовления.

Помимо угощений, Сагаалган имеет ещё некоторые традиции и обряды, характерны только для этого праздника.

Приветствия в этот день отличаются от традиционного ежедневного этикета. Первым руки протягивает младший по возрасту человек, при этом делает это ладонями вверх. В ответ ему старший возлагает свои руки ладонями вниз на его. Подобная форма приветствия говорит об уважении, помощи и поддержке старшего поколения младшему.

Традиция обмена подарками в буддийский Новый год также имеет свои особенности. Стоимость, форма и престижность подарка в данном случае не являются доминирующими. Главное уважение и внимание. Подарки подносятся на длинном ритуальном полотне, которое называется хадаг. Принимающий дары, обязан быть в головном уборе и находиться лицом к лицу к тому, кто дарит подарок.

Точно так же как и праздничная еда, подарки должны быть белого цвета, ну или хотя бы упакованы в белые коробки.

Хождение в гости начинается только на второй день празднеств. Дети посещают родителей, племянники и племянницы - своих тёть и дядь, а внуки – бабушек и дедушек. Первый день традиционно посвящён семье.

В канун праздника Белого месяца важно прислушаться к некоторым буддийским истинам, которые в чём-то напоминают православные библейские заповеди.

  1. Воздержаться от зависти и сквернословия.
  2. Держать своё слово и исполнять обещанное.
  3. Обдумать хорошо всё то, что хочется сказать.
  4. Оказывать почтение и внимание старшим по возрасту.
  5. Заботится о своих близких и друзьях.
  6. Не думать о плохом, ведь оно может материализоваться.
  7. Делать работу так, чтобы потом не раскаиваться.
  8. Помогать тем, кто слабее и беднее.

Праздник Белого месяца празднуется не только в регионах, поддерживающих буддизм. И даже столица не обошла своим вниманием столь важный для буддистов день. В частности, в Москве в прошлом году бурятская диаспора отмечала Сагаалган в Большом Московском цирке.

Торжественные речи, песни и пляски, а также самые интересные театральные представления – всё это присутствовало на праздновании буддийского Нового года в столице в 2017-ом году.

Что такое БЕЛЫЙ МЕСЯЦ?

Представляете, как повезло бурятам — у них больше новогодних праздников, чем у русских. Спросите, каких и почему? Сейчас расскажу.

Бурятия — Республика Российской Федерации, поэтому на ее территории действуют российские законы, в отношении праздников в том числе. Поэтому Новый год, являющийся государственным праздником России, отмечается в Бурятии так же, как и во всем мире: с 31 декабря на 1 января. Буряты, русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей(Бурятия — многонациональная республика) в едином порыве, радостно и вкусно будут встречать Новый 2016 год. Потом многие еще раз встретят уже Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января(поистине уникальный праздник). А вот 8 февраля 2016 года все жители Бурятии будут праздновать Новый год по китайскому лунному календарю, именно 8 февраля 2016 года наступит год Огненной Красной Обезьяны, а в Бурятию придет Белый месяц — Сагаалган. С 1991 года Новый год по китайскому календарю стал в Бурятии официальным праздником, этот день объявляется в республике выходным, и если он приходится на субботу или воскресенье, то выходной передвигается на следующий за ним первый рабочий день. Вот такие они везучие — у них три Новых года. Про празднование нашего общего традиционного Нового года рассказывать не буду: все, как у нас — елка, мандарины, оливье, селедка под шубой, «Голубой огонек», поздравление президента и т.д. А вот про Сагаалган надо рассказывать более подробно.

Ну, во-первых, этот праздник, олицетворяющий переход от зимы к весне и наступление Нового года, уходит своими корнями в 13 век, его установил потомок Чингисхана хан Хубилай. Название праздника Сагаалган родилось из монгольского языка, и в переводе, как Вы уже поняли, означает Белый месяц или Молочный месяц. Празднества длятся целый месяц, и в течение этого срока предпочтение в еде отдается молочным продуктам и продуктам белого цвета. Праздничная одежда также должна быть белых или светлых цветов. Белый цвет для монголоязычных народов, к которым относятся буряты, является символом чистоты, святости, благополучия и счастья. Начинается праздник накануне тем, что перед дацаном (буддийским храмом) разводят большой ритуальный костер, в который все пришедшие на богослужение бросают старые, ненужные вещи, разный хлам, таким образом символически избавляются от всего устаревшего, мешающего жить: несчастий, горя, бед; чтобы войти в Новый год обновленным, не отягощенным багажом старых мыслей, забот и печали. Родные, близкие, друзья и знакомые заранее готовят друг для друга подарки, чаще белого цвета, и на рассвете первого дня Сагаалгана обмениваются ими. Первый подарок обычно достается самому старшему и уважаемому члену своего семейства, потом обязательно дарят подарки детям. Вообще в Бурятии особо уважительно относятся к людям старшего поколения. В течение всего месяца Сагаалган продолжаются празднества, без отрыва от работы, конечно, при встрече все поздравляют друг друга, желают здоровья, благополучия, счастья, радости и удачи. В этом празднике тесно переплелись религиозные и семейные традиции и обычаи. Замечательный праздник, сближающий семьи, учащий дружбе, уважению и душевной щедрости.

С праздником Вас всех, с Новым 2016 годом!

9 февраля в Бурятии объявлен праздничным нерабочим днём в связи с празднованием Сагаалгана - нового года по лунному календарю. Соответствующий указ подписал глава республики.

Плавающая дата прихода нового года по лунному календарю ежегодно вычисляется буддийскими астрологами. Так, в 2011 году праздничным выходным днем было 3 февраля, в 2012 году - 22 февраля, в 2013 году - 11 февраля, в 2014-м - 31 января, в 2015 - 19 февраля. Из-за различий астрологических исчислений она не всегда совпадает с днём Нового года в буддийских странах Центральной и Юго-Восточной Азии. В этом году большая часть азиатских стран празднует 8-го февраля, а в Бурятии Новый год встретят рано утром 9-го февраля.

В России празднования проходят в Бурятии, Иркутской области, Забайкалья, Туве и Калмыкии.

Праздник Белого месяца - древний и один из любимых у монголоязычных народов. Ранней весной, после трудных забот о сохранности скота суровой зимой животноводы-кочевники имели короткую передышку перед летним циклом хозяйственных работ.

В дни Сагаалгана в Бурятии по традиции пройдут народные гуляния, концерты, различные развлекательные мероприятия, спортивные состязания, фестивали эстрадной песни, театрализованные представления. За три дня до наступления праздника в дацанах начнутся торжественные службы - хуралы, предшествующие и знаменующие наступление Сагаалгана.

Праздничные мероприятия запланированы в Улан-Удэ на 6-9 февраля 2016 года. В эти дни будут проводиться народные гуляния, ярмарки и, конечно, многочисленные массовые исполнения народного танца - ёхора.

Сагаалган переводе с бурятского означает «Белый месяц» - Новый год по лунному календарю, за которым следует приход весны. Своим светом он заглушает в людях обиды, злость, зависть. Он избавляет нас от всего плохого, чтобы в новом году людям светлее и благополучнее жилось.

Упоминания о Сагаалгане есть в описаниях празднования еще во времена Чингисхана, а с 1990 года празднику придан статус народного.

Культовая сторона встречи Сагаалгана начинается в дацанах. За два дня до наступления Нового года по восточному календарю проводится магический ритуал вечернего костра «Дугжууба» - обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней. Сжигая в костре кусочек старой одежды, ткани, салфетки, бросая в него комочек теста, которым предварительно обтирают тело - свое и домочадцев, - верующие сжигают в огне свою прошлогоднюю усталость, болезни, напасти, грехи, обиды, приобретая свежие силы для добрых дел в грядущем году. В 2016 году обряд будет проводиться 7-го февраля.

Буддийское духовенство совершает по случаю наступления Нового года специальный многодневный молебен, который продолжается во всех храмах в течение 15 дней, посвященных 15 чудесам Будды. Буддисты свято верят: чтобы год прошел благополучно, надо обязательно помолиться в эти дни.