Тема работы по духовно нравственному воспитанию. Опыт работы " духовно-нравственное воспитание в условиях специальной школы- интерната". С казк а как средство воспитания н равственн ой личности дошкольника

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОЦИУМА

Л.М. Шеренговская, директор школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теменичская СОШ» Брянского района

Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н. Толстой.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм.

Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия.

Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью.

Идея духовного возрождения России может быть осуществлена только на основе собственной истории, культуры, традиций. Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном так и на региональном уровнях. Одним из наиболее важных является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и которая стала «методологической основой стандарта общего образования» .

Кондаков А.М., член-корееспондент РАО, являющийся одним из разработчиков «Концепции » отмечал, что «сам факт ее появления означает, что ключевой целью образования и результатом деятельности каждого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России. Концепция – это своеобразное «техническое задание» на разработку как учебных программ, так и программ по внеурочной деятельности » .

Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская

школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС?

Духовно-нравственное воспитание в любом образовательном учреждении - это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Поэтому «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой образовательной организации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое.

Система воспитательной работы МБОУ «Теменичская СОШ» направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню

защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику

«Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Проводятся учебные экскурсии «Туристические тропы с. Теменичи», рассказывающие об историческом и героическом прошлом села, о природе родного края. Стали традиционными лекции для родителей по вопросам духовно- нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов специалистов ЦМППС, сотрудников полиции, акции и декады Милосердия: «Ветераны», «Спешите делать добро», «Семья семье», оказании помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над детским садом. Главный принцип этой работы - «нравственность через дела».

Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий и деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации духовно - нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, Совет школы, Добрунскую сельскую администрацию, сельский дом культуры, и в последнее время сельскую Церковь. Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей - это добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.

В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [ 1,с.20] .

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.

Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов Росси» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история села Теменичи. В нашем селе стоит прекрасный Храм Рождества Христова. Из книги В.В. Крашенинникова «Из историй селений Брянского района» известно, что в 1832 году на средства местного помещика Львова Алексея Николаевича была построена новая каменная Рождественская церковь, вместо двух деревянных церквей. В 1878 году при Церкви открылась церковно- приходская школа, которая потом была преобразована в земское училище, где в 1909 году обучалось около 80 учащихся. .

Как и многие другие церкви, в советский периода своего существования сельский Храм пришел в запустение и упадок. Менялись священники, разрушались стены, окна, колокольня, внутреннее убранство Рождественской церкви. С приходом священника Александра Маркина все стало меняться в лучшую сторону. Постепенно стала преображаться красавица церковь, восстановили алтарь, появился колокол, стала благоустраиваться территория.

На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с сельской Церковью. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.

Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.

Отец Александр Маркин много внимания уделяет вопросам благотвори-тельности, помогает онкобольным детям, взрослым и просто тем, кто попал в сложную ситуацию, кому советом, а кому и материально. На протяжении ряда лет он оказывает помощь социальному приюту для детей г. Брянска. Именно с общения с детьми из приюта, которые часто бывают на воскресных и праздничных службах, началась наша совместная деятельность с церковью. Сначала это были разовые мероприятия: проведение совместных футбольных матчей, участие в Рождественских или Пасхальных утренниках, совместно с волонтерами из Брянского патриотического клуба «Пересвет» благоустраивали территорию церкви, высаживали цветы на клумбе, саженцы молодых деревьев, которые потом все лето поливали с родителями, чтобы они не погибли от засухи.

Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки». Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам, которые готовит как матушка Ирина, так и школьные учителя и в которых участвуют дети из приюта, учащиеся школы, дети прихожан Церкви, все, у кого есть желание. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха участие в которых часто принимает известный ансамблю русской песни «Бабкины внуки». Устраиваются благотворительные акции с распродажей поделок, катание с горки, а затем для детей накрывают сладкий стол с чаем, блинами, сладостями. Разве это не пример понимания добра, милосердия. Дети нашего села сначала бегали на эти утренники из любопытства, а теперь ходят, многие с родителями, потому что им там интересно, им там рады и их там любят. В свою очередь Отец Александр не отказывается от участия в школьных мероприятиях, приходит в школу на 1 сентября, по нашей просьбе проводит с учащимися беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

13 января 2015 г в нашем Храме состоялось праздничное богослужение в честь Рождества Христова, которое возглавил Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Брянский и Севский. По окончании Божественной литургии Митрополит Александр с делегацией представителей духовенства посетил школу, поздравил учеников и работников с праздником, и подарил сладкие подарки. С первых минут общения он сумел расположить к себе всех присутствующих на встрече мальчишек и девчонок, поделился воспоминаниями о своих школьных годах, поинтересовался успехами учащихся в учебе, спорте. Быть добрыми, бескорыстно помогать тем, кто очень нуждается в нашей помощи и поддержке, уважать своих родителей, учителей, любить свою Родину, помнить ее великую историю, что особенно важно в год 70 – летия празднования годовщины великой Победы над фашизмом. Вот о таких простых истинах говорил Высокопреосвященнейший Александр с ученикам Теменичской школы.

А еще Митрополит дал наказ отцу Александру оказать помощь в замене окон второго этажа школы, которым уже почти 50 лет. Двести тысяч были выделены Брянской Епархией, оставшуюся сумму - триста тысяч необходимо было собрать сельской Церкви. И Церковь и школа обратились к прихожанам, жителям села, выпускникам школы, представителям бизнеса с просьбой помочь собрать недостающую сумму. На совете старшеклассников было принято решение провести благотворительный концерт, средства от которого передать Церкви.

Организация и проведение концерта стало социальным мини- проектом. Никогда еще учащиеся так серьезно и ответственно не подходили к своей работе. Поэтому высшей похвалой и наградой для них стал полный зал сельского дома культуры и значительная сумма, которую удалось собрать в результате этой акции. Хочется отметить и поддержку родителей, жителей села, администрации Добрунского сельского поселения. Для нас для всех это стало своего рода оценкой наших духовно- нравственных устоев. А для детей имело огромное воспитательное значение. Ведь сила положительного примера увеличивается, когда между словом и делом нет расхождений. Главными методами воспитания были и остаются личный пример и совместно- разделенная деятельность.

Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».

И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.

Необходимо только придерживаться следующих правил:

1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и

общественности;

2) вести воспитательную работу по формированию духовно -

нравственных ценностей систематически, а не время от времени в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся, как говорил академик Асмолов «Городом Солнца »

3) учитель, воспитатель всегда должна быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения» »

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Примером этому могут быть наши выпускники, многие из которых оказывают школе помощь в материально- техническом оснащении, а также благодарности в адрес педагогического коллектива и администрации школы, за качественное обучение и хорошее воспитание обучающихся от учебных заведений области, в которые поступили наши выпускники.

Список литературы:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравст-венного развития и воспитания личности гражданина России».// М.: Просвещение, 2014 г

2. Информационно- публицистический бюллетень // «Просвещение» , Выпуск №25, октябрь 2009 г, - М. Просвещение,

3.В.В.Крашенинников Из истории селений Брянского района.//Брянск, 2004

4. .Воспитательная система сельской школы. Учебно- методическое пособие //. Под редакцией Е.Н. Степанова.- Псков, 1997

5. Рогонов П.П., Асташова Н.А., Болховитина Т. С., Ерёмин А. В. Нравственно- патриотическое воспитание: концептуальные основы развития личности. Учебно-методическое пособие.//Брянск, 2005 г

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека //М.:Педагогика, 1990

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Собр.соч.в 10 т.- М.: Русская книга, 1993,-Т.1

8. Воликова Т.В.Учитель и семья. Пособие для учителя //М.: Просвещение, 1998

9. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания./Т.И. Петракова// М.: Просвещение, 1997.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.

Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.

Воспитательная работа с учащимися и родителями

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые я разработала за три года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Учитывая возрастные особенности своих учеников, я в течение учебного года провожу коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю родителей к делам класса.

Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. В классе учатся ребята семи национальностей: корейцы, татары, чеченцы, азербайджанцы и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса я обращала внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивала желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировала стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывала у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

В этом мне помогли такие мероприятия, как классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы – команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», готовили сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», проводили осенние игры и состязания совместно с родителями класса, читательскую конференцию по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

В течение шести лет я сотрудничаю с Центром «Истоки». Педагог дополнительного образования Ралева Светлана Яковлевна проводит в моем классе занятия по предмету «Православная культура»,а также вместе с ней мы готовим различные мероприятия на темы: «Рождество – самое красивое событие зимы», «Праздники радости», «Праздники в нашем доме» и другие.

Очень часто я организую для своих воспитанников экскурсионные выезды по святым местам. Так, например, мы посетили с ребятами Старобродский монастырь в Ольховском (Приложение 1 ) районе Волгоградской области, мужской монастырь в с. Гусевка. Очень сильные впечатления у ребят оставила экскурсия «Перекресток трех религий»,в которой мы посетили небольшую, но очень красивую церковь в с. Никольское Астраханской области, где находится чудотворная икона «Нерушимая стена», мусульманскую мечеть в с.Чапурники и буддистский хурал в Астраханской области.

В сентябре текущего года мы посетили музей «Сказка», который находится в Среднеахтубинской пойме. Эта экскурсия оставила массу впечатлений и у ребят, и взрослых! (Приложение 1 )

С большим удовольствием ребята со своим руководителем Ралевой Светланой Яковлевной дают концерты в подшефном детском саду. (Приложение 1 )

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:

  • Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
  • Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
  • Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное.
3. Культурно-познавательное.
4. Нравственно-трудовое.
5. Развитие творческих способностей учащихся.

Основные принципы работы:

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Методы реализации:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный(чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический(организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

– Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
– Исследовательская деятельность учащихся.
– Экскурсии.
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы работы с родителями:

– Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
– Лекторий для родителей.
– Вечера вопросов и ответов.
– Выставки, конкурсы.
– Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
– Совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

– Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.
– Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
– Приобщение к опыту православной культуры.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои дела и поступки.

Классный руководитель как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию

осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

– чтение, рисование, художественный труд;
– слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учитель русского языка и литературы ставит перед учениками следующие задачи:

1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.
2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3. Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

Литература

  1. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
  2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272с.
  3. Bardon J., Bennet V. School psychology. – N.Y.: Prentice Hall,

1. И.Н. Красноштанова., БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников.

Дошкольное детство - это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка ничинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей....читать полностью

2. Л. В. Мазур., БДОУ г. Омска «Детский сад №361»

Воспитание миролюбия у старших дошкольников средствами краеведческого материала в системе ДОУ.

Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения общению дошкольников это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников возрастных групп разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при непосредственном участии нас, взрослых.

Наличие терпеливого педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В диалоге с семьей основа принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаем важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности....читать полностью

3. Сопова О.В., БДОУ г.Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»

Развитие у детей доброжелательных отношений в игровой и образовательной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать....читать полностью

4. Цырульникова А.Ю., БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида»

Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв...читать полностью

5. Е.В. Афошина, Е.В. Нечипоренко, БДОУ г. Омска «Детский сад № 344»

Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными. В свое время ещё Люк де Клапье Вовенарг говорил, есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство...читать полностью

6. Белов С. А., ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никто не будет отрицать, что формирование личности у подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач всего общества и в частности педагога и преподавателя непосредственно участвующих в процессе воспитания и обучения.

Стремясь к достижению гармонии в образовании и воспитании повсеместно во все века, независимо от характера приобретаемых специальных знаний и умений в школах и университетах преподавались основы рисования, музыки и хореографии. А с приобретением человечеством книг Библии и особенно Евангелия во главу угла был поставлен «Закон Божий», дающий учащимся правильное самосознание себя как человека созданного по образу и подобию Божьему и миропонимание земной жизни и жизни вечной.

Всем известно, что любая наука или знание до тех пор имеет логику, пока находится в определённой системе координат земного бытия. За гранью земной жизни в мире не видимом, земные науки не представляют ни какой ценности и теряют всякий смысл....читать полностью

7. Глухова И.В., Манойло И.Н., Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский автотранспортный колледж»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»

Святая память… Она не только в местах, возрожденных из пепла забвения. Память, прежде всего, в сердцах и руках тех, кто помогает ее вернуть потомкам и современникам, не позволяет забыть о себе.

Возрождение и очищение наших душ начинается с возведения православных храмов на Руси. Любовь, милосердие, сострадание и добродетель - эти духовные ценности, всегда отличающие россиян, подвигают нас на добрые дела.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом, что закреплено Законом РФ «Об образовании». В данном документе определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения - гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?....читать полностью

8. Еремеев А.В., Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Cовременные эволюционные теории и христианское видение мира.

Вопрос о возможности эволюционного возникновения биологического мира во всей его сложности и разнообразии давно стоит на повестке дня в диалоге науки и религии. По мнению Ч. Дарвина, суть теории эволюции посредством естественного отбора состояла в том, что она давала объяснения существования сложных адаптаций, отличные от чудотворных. При этом Ч. Дарвин писал: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение». По сути, здесь ставится вопрос о существовании сложных биологических систем с большим числом взаимодействующих компонент, таких что каждая компонента не выполняет какой-либо полезной функции в отрыве от системы. Для характеризации таких систем известный специалист по микробиологии М. Бихи ввел термин система с неснижаемой сложностью и рассмотрел три примера: бактериальный жгутик, свертывание крови и иммунную систему...читать полностью

9. Исаханян Т.В., БДОУ г.Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400», Сало Е.Б. БДОУ г.Омска «Детский сад № 365»

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, музыкально-психологическое воспитание и сотрудничество с семьей.

Музыка - воспитатель души. Во все времена высоконравственные личности наиболее близки к искусству, в том числе - к музыке. Можно перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я узнаю, насколько ты воспитан». Проблема нравственности существует во все времена. В сегодняшней России важно восстановление личности, чтобы духовные ценности стали превыше материальных. Основы закладываются в дошкольном возрасте - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности, а духовность - основополагающее условие для развития творческой и инициативной личности. Чтобы у детей были представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе: его надо формировать, взращивать, лелеять на понятном, близком, доступном по содержанию материале....читать полностью

10. Левшина Н. С., БОУ города Омска «СОШ №41».

Проектно-исследовательская деятельность школьников в БОУ города Омска «СОШ №41» на внеклассных занятиях по духовно-нравственной культуре.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Следует отметить также ценностную установку на истину в исследовательской деятельности; её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, её главная цель - установление истины, «того, что есть».

Проектно-исследовательская деятельность, посредством которой происходит интериоризация духовных ценностей подростков, нами организована с 2004 года на внеурочных занятиях по духовно-нравственной культуре, а затем и в рамках деятельности школьной площадки Интел «Путь к успеху. Учимся с Интел», тьютором которой с 2008 года является автор данной работы. Программа «Учимся с Intel» была разработана первоначально для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления...читать полностью

11. М.А. Грабар, казенное образовательное учреждение Омской области «Средняя школа № 3 (очно - заочная)».

Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он - просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям....читать полностью

12. Макуха Е.А. БДОУ г. Омска "Детский сад № 247 комбинированного вида"

Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившемв силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования. Но изучение религии и вера в Бога - это не равнозначные понятия...читать полностью

13. Суркова Г.В., БОУ г. Омска «Гимназия № 12» имени Героя Советского Союза В.П. Горячева.

CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ

Мы хотим представить результаты взаимодействия методического объединения учителей курса ОРКСЭ САО г. Омска с социальными партнерами. В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе инновационных проектов, стали победителями и получили поддержку от Департамента образования Администрации города Омска на осуществление методической поддержки в образовательных учреждениях САО на базе тьюторского центра БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Составлен календарный план работы центра, с которым слушатели были ознакомлены на первом заседании...читать полностью

14. Тагильцева И.М. Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой справедливо оценил роль казачества в истории России, отметив, что «казачество создало Россию» . Большие надежды связываются с казачеством и на современном этапе развития нашей страны. Закономерно, что президент Путин В.В. инициировал разработку стратегии развития российского казачества до 2020 г., которая стала руководством к действию заинтересованных в развитии казачества сторон. Одной из таких заинтересованных сторон является Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», интегрирующий программы среднего и высшего профессионального образования, по которым обучается свыше 3000 студентов. Девиз нашего вуза отражает его целевую установку: «Образование высшего качества для успеха страны и поддержки казачества»....читать полностью

15. Фалалеева И. А., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Из истории первых библиотек на Руси.

Появление книги и библиотеки на Руси связано с принятием христианства и относится к концу IX- Xв.

"С первых моментов появления книги на Руси, она имела важное значение. Древняя Русь прокладывала свой путь к цивилизации, опираясь, прежде всего, на книгу. Христианство распространялось на Руси с помощью книги, воспитавшей собственных пророков и ревнителей христианской веры, учивших народ живым примером. Через книгу знакомились русские люди с жизнью и преданиями западных стран, «включенные в книжные свитки западные и византийские сочинения становились органической частью свода древнерусской литературы» .

Один из первых «книжных» людей древней Руси, предположительно преподобный Никон Великий, писал уже о князе Владимире как об основателе книжного образования и знания на Руси, который «вспахал» книжным просвещением сердца своих подданных: «Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал - вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий. Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина»...читать полностью

16. Хомякова А.Е., БОУ СПО ОО ККИИ

Воспитание души - истинная цель учебно-воспитательной деятельности педагога (к вопросу о русском национальном характере на фоне реалий ХХ1 века).

Особенности социокультурной ситуации нашего времени заключаются в противоречии современных реалий. Это, с одной стороны, молчаливое согласие государства на разрушение духовно-нравственных ценностей у молодежи средствами медиакоммуникаций. А с другой стороны - призыв государства к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В результате такой политики все, что делается в этом направлении усилиями педагогов нивелируется, размывается действиями СМИ. Но отказываться от этой работы нельзя. Поэтому мы, педагоги, стараемся внести свой посильный вклад в это важное дело. Я, как преподаватель народной художественной культуры, определяю цели своей работы не только как трансляцию знаний о традиционной культуре русского народа, но прежде всего в передаче молодежи духовного опыта их предков.

Д.С.Лихачев в «Письмах к молодым читателям» высказал мысль о том, что для человека и общества главное память. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»...читать полностью

17. Е.М.Чешегорова. Омская Епархия Русской Православной Церкви, Бюджетное учреждение Омской области «Центр патриотического воспитания молодёжи»

От патриотического чувства к патриотическому действию .

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. По всей стране создаются центры патриотического воспитания, призванные скоординировать всю деятельность различных формирований, занимающихся таким воспитанием, и методически обеспечить единые подходы этой деятельности.

Система подготовки молодёжи к службе в армии существует практически во всех развитых государствах. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами и возрождаемый сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уже о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других столпов нашей воинской истории. Мало того, - в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России. Но стоит помнить, что патриотизм выражается не только в готовности служить Родине с оружием в руках, но и работать для её процветания....читать полностью

18. Неделько Н.Г. ОРОО «Трезвый Омск».

Создание инновационно - профилактической среды через межведомственное взаимодействие.

С 2009 г. специалистами РОО «Трезвый Омск» последовательно проводится профилактическая работа в сфере профилактики аддиктивного поведения.

Целью нашей деятельности является:

Пропаганда и распространение принципов трезвости в личной, семейной и общественной жизни жителей города Омска и Омской области.

Построение здорового общества, свободного от алкоголя, табака и других наркотиков.

Мы верим, что сможем когда-нибудь достичь утверждения осознанной трезвости среди всего населения Омской области.

В своей деятельности изначальномы делали акцент на первичной профилактике по противодействию формированию зависимостей среди детей и молодёжи. В настоящее время мы планируем освоить следующий этап в работе: вводить тренинги, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации по формированиюмотивации на отказ от употребления психоактивных веществ....

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание — составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания

Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями — совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников — один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине — актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.