Игры для детей от 0 1 развивающие. Игры для детей от рождения до года. Развивающие игры для годовалых детей

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.

2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.

3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.

4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.

5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.

От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».

  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.

  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.

  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.

  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.

  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.

  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

  • «Нарисуем, что угодно!». Для такого вольного творчества вам понадобится ватман, а лучше два больших ватмана, склеенных между собой, и пальчиковые краски . Краски обязательно должны быть пищевыми, чтобы кроха смог и порисовать и попробовать их на вкус, не слыша запретов со стороны мамы. Листы бумаги расстелите на полу, выпустите на них маленького художника и дайте баночку с краской.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.

  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.

Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Первый год жизни малыша столь же важный, сколь и простой в плане подбора развивающих игр. Если здоровый от рождения малыш растет в спокойной, любящей обстановке - полдела сделано. Многие ученые и педагоги придерживаются позиции, которая заключается в том, что ведущая роль в развитии принадлежит самому ребенку. Свое развитие детки регулируют сами, и помогают им в этом заложенные природой механизмы, стимулирующие малышей к познанию мира. И правда, трудно представить здорового карапуза, по доброй воле безучастно лежащего целый день в кроватке. Однако для того, чтобы внутренние импульсы, подталкивающие малыша к саморазвитию, не зачахли, нужна помощь родного человека. Помочь малышу можно очень просто: нужно создать развивающую среду в доме, где он живет. Специалисты определили направления развития малыша до 1 года:

  • Развитие крупной моторики.
  • Развитие движений кисти руки. Сенсорное развитие.
  • Восприятие взаимосвязей.
  • Развитие речи.
  • Социальное развитие.
  • Самостоятельность.

Развиваем детей от 0 до 6 месяцев

Создать развивающую среду легко. Под этим понятием подразумевается организация жизненного пространства малыша, которая бы стимулировала его развитие. Главное условие такой среды для малышей до года - это доступность безопасных и самых разнообразных по фактуре, материалу, форме и цвету предметов. Конечно, ребенок 2-4 месяцев пока ни до чего не дотягивается, но ведь можно и нужно помочь ему.

Почаще выкладывайте кроху на пол: на постеленную большую клеенку, покрытую сверху простыней. Одновременно можно решить вопрос с закаливанием: незачем в этот момент надевать памперс, пусть кожа подышит, а клеенка спасет ковер. Что дает эта позиция (лежа на животике на полу) малышу? Прежде всего - обзор. Затем - манипуляции с предметами, разложенными на этом импровизированном развивающем пространстве.

Развиваем детей от 6 до 12 месяцев

Ориентиром для ваших игр с крохой вполне могут послужить познавательные потребности малыша, которые он сам демонстрирует. Развитие малыша превратится в постоянный, очень интересный, а главное - неутомительный для мамы-хозяйки процесс. Прежде всего, необходимо удовлетворить потребность малыша в освоении новых движений: для этого нужно всего-навсего не ограничивать кроху. Лучше не использовать манеж, не оставлять подолгу в кроватке или детском стульчике. Пускай копошится на полу, учится ползать, сидеть, переворачиваться туда-сюда, вставать с опорой.

Например, на диване разложены новые интересные предметы, но малышу, сидящему на полу, их не видно. Заинтересуйте его, чтобы он подполз поближе и встал, опираясь на диван. На первых порах нужно помочь, положить его ручки на край дивана. Награда труженику - яркая развивающая игрушка. Хождение вдоль опоры подготавливает малыша к самостоятельной ходьбе. Если вы заметили, что малыш пристрастился все подряд раскидывать (например, тарелку с кашей со столика, игрушки) - можете быть спокойными: ваш карапуз развивается по возрасту. Период разрушения должны пройти все детки, так как в этот момент мышление малыша активно развивается, осваивается операция анализа (деления на части), а также причинно-следственные связи (я выбросил из коляски - мама подняла).

Следуя логике принципа саморазвития, предложите малышу игры, связанные с разрушением, дроблением (кубики, стучалки, молоточки). Например, можно рвать газету на кусочки, можно строить для крохи разные башенки и поощрять их рушить. А игрушки в коляске многие мамы привязывают на веревочки - так они не упадут в грязь, а малыш удовлетворит свою потребность. Хороши игрушки, связанные с прокатыванием шариков по скатам, с нажиманием кнопок с последующим звуком, световым сигналом или выскакиванием фигурки. Малыши этого возраста обожают тыкать пальчиками в различные отверстия, нажимать на кнопочки, частенько пугая при этом маму. Если вы удовлетворите эту потребность - малыш ее перерастет и она не превратится в навязчивую идею (например, сунуть палец в розетку).

Из игрушек годовичкам подойдут те, где нужно проталкивать геометрические тела в отверстия - сортеры . Выбирайте самые простые - по 2-3 фигуры. Для проталкивания в дырочки можете использовать шарики для пинг-понга и коробки из-под обуви ("А куда делся шарик?"). Если сохранилась старая ненужная клавиатура от компьютера, старый мобильник или обычный телефон - тоже пригодится для нажимания кнопок. Бесценна для получения сенсорного опыта кухонная утварь. У всех малышей от 6 месяцев - это бессменный хит. Вкладывание мисочек друг в друга, раскладывание посуды вокруг себя в некоем загадочном порядке, грохотание половника о кастрюлю, подбор крышек к сковородкам и кастрюлям - целое развивающее поле для малыша. Если очень шумно - можно заменить обычную посуду на деревянную или пластмассовую. Но лучше, если малыш поиграет с разными материалами.

К сенсорному развитию относятся и игры на стимуляцию слухового восприятия, что косвенно влияет на развитие речи. Не выбрасывайте коробочки из-под "киндер-сюрпризов". Наполните их разными крупами, дайте крохе: эта коробочка шумит громко, а эта - тихо. Количество коробочек можно увеличить.

Для развития мелкой моторики и тактильного восприятия всегда держите дома мягкий пластилин, цветную бумагу (учим малыша отрывать кусочки, сминать их), пальчиковые краски, тесто для лепки.

Чуть пониже, на уровне роста малыша многие располагают так называемые модули или их аналоги. На фанерном щите прикрепляются разные материалы для ощупывания, проталкивания, веревочки для завязывания-развязывания, прикрепляются ленточки, пропущенные через колечко: за один конец ленточки можно тянуть, а другой конец с привязанной фигуркой подтягивается к колечку, но не выскакивает. На шнурках висят прищепки (их малыш учится постепенно снимать), гроздья пуговиц и других объемных шнуровок , катушки для ощупывания, квадратные таблички с разной теплопроводностью (эта холодная, а эта теплая). Ценность модулей не только в том, что малыш в любой момент может поупражняться, но и в том, что игрушки всегда на месте - нет проблем с уборкой.

Появление младенца на свет – не только большая радость, но и ответственность. Родительские обязанности не сводятся к кормлению и присмотру, важно воспитывать полноценную личность. А сделать это можно, если правильно выбрать развивающие игры для детей до 1 года.

Не секрет, что развитие ребёнка идёт с первых минут его жизни. Вот почему неразумно считать, что если он ещё не может ходить и говорить, то и заниматься с ним нет особой необходимости.

Однако каждый день для малыша – настоящее открытие, поэтому развивать его нужно постоянно, с каждым днём усложняя занятия и добавляя другие способы взаимодействия с ним. Предлагаем рассмотреть помесячно развитие ребёнка и определить самые полезные занятия с маленькими детьми до 1 года.

Являетесь сторонником обучения с пелёнок? Изучите и выберите наиболее подходящую обучающую программу.

Основные принципы развития младенца

Задача родителей – не изменять естественный рост (физиологический и психологический) ребёнка, а стимулировать заложенное в нём желание познать окружающий мир. Вот почему взрослым необходимо запомнить 5 основных принципов организации развивающих занятий.

Месячный ребёнок, лежащий в колыбели, не знает, что такое игра и как в неё пригласить близких людей.

Именно на родителей возлагается обязанность предлагать малышу соответствующие развлечения, а он, в свою очередь, будет откликаться на подобные инициативы.

Таким образом, младенческие игры значительно отличаются от традиционных забав пятилетних и даже двухлетних детей.

Поэтому не стоит ждать, когда грудничок продемонстрирует как-то взрослым, что хочет с ними поиграть.

Учёт возрастных особенностей

Этот фактор крайне важен для оптимального детского развития, поэтому те родители, которые думают, что малыш совершенно одинаков и в месяц, и в полугодовалом возрасте, заблуждаются.

Развитие ребятишек идёт гигантскими шагами. Как свидетельствуют учёные, за первые 12 месяцев жизни человек получает столько информации, сколько не способен получить за всю оставшуюся жизнь. Причём усваиваются такие знания в годик во много раз эффективнее, нежели впоследствии.

Занимаясь с ребёнком до года, важно помнить, что:

  • игры нужно подбирать в соответствии с возрастом (учитывая каждый месяц);
  • воздействовать нужно на сенсорную сферу: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильную сферу;
  • отказ от учёта возрастного фактора чреват физической и психической перегрузкой.

Учёт личностных особенностей

Безусловно, учитывать возраст ребёнка необходимо, но стоит присматриваться и к индивидуальным особенностям. Не секрет, что развитие крохи идёт в своём собственном темпе, поэтому один малыш начинается переворачиваться раньше условной нормы, а второй – несколько позже.

Несмотря на условность нормативных показателей, матери следует следить за тем, как ребёнок выполняет задания, которые рассчитаны на его возрастные показатели. В этом случае можно рано заметить отставание в развитии.

Играть с ребёнком нужно постоянно, по определённой схеме, вводя занятия в детский распорядок дня.

Подобное правило нужно учитывать потому, что младенцы крайне чувствительны к изменению режимных моментов и негативно реагируют на любое вмешательство или изменение.

Проще всего составить целый игровой курс, в котором будет прописано, во сколько нужно заниматься с малышом и в какие игры лучше всего играть.

Учёт детского интереса

Всё вышеописанные правила работают, если родители учитывают и заинтересованность малыша. Не следует начинать занятия, когда новорождённый или 8-месячный ребёнок:

  • только-только проснулся;
  • недавно покушал;
  • раздражён из-за мокрых или грязных подгузников;
  • мучается коликами, метеоризмом, режущимися зубками, температурит.

Игры с новорождённым малышом должны быть строго регламентированы. Если поначалу хватит и двух минуток, то ближе к 12 месяцам занятия могут длиться уже 10 минут. Естественно, нужно учитывать и заинтересованность ребёнка.

Перегружать малыша нельзя ни в коем случае. В процессе развития младенца принцип «чем больше, тем лучше» точно не работает. Хроническая усталость и переутомление способны существенно навредить психическому развитию грудничка.

Вопрос, какие игровые принадлежности понадобятся для малышей младше годика, достаточно актуален. В этот возрастной период ребёнок только знакомится с миром, поэтому необходимо обеспечить всестороннее развитие за счёт подбора правильных игрушек.

Игровые принадлежности для новорождённых и младенцев должны соответствовать определённым требованиям. При покупке важно обращать внимание на следующие качества:

  • привлекательность и яркость (для новорождённых подойдут чёрно-белые игрушки);
  • лёгкость;
  • экологичность материалов;
  • разнофактурность;
  • простота в уходе;
  • отсутствие съёмных деталей или хрупких элементов;
  • относительно большие размеры, чтобы малыш не смог затолкать игрушку в рот;
  • отсутствие громких и резких звуков, могущих напугать младенца;
  • отсутствие острых уголков.

Осталось на конкретных примерах понять, какие игрушки подойдут малышам. Так, для младенцев первого полугодия жизни можно приобрести:

  • погремушки;
  • тканевые мячи;
  • кольца;
  • мобили;
  • коврики для развития.

Когда ребёнок подрастёт, ассортимент игровых принадлежностей существенно расширится. Для детей второго полугодия жизни как нельзя кстати подойдут:

  • музыкальные аксессуары (пианино для малышей);
  • маленькая пирамида с закруглёнными краями;
  • вкладыши;
  • матрёшки;
  • сортеры;
  • пальчиковый театр;
  • мягкие книги;
  • кубики (лучше тоже мягкие);
  • неваляшки;
  • мячи.

Все эти игрушки не стоит предъявлять малышу за один раз, поскольку играть кроха сможет лишь с одной-двумя. Предложите эти две игрушки, а через несколько дней замените их другими, чтобы ребёнок не заскучал.

Ниже представлены занятия с ребенком по месяцам от 0 до 1 года. Конечно, не обязательно точно следовать им, однако принимать их во внимание всё же следует. Это поможет создать свою собственную программу раннего развития.

Игры от 0 до 3 месяцев

В первый квартал жизни ребёнок не отличается высокой активностью. Особенно это относится к новорождённым малышам.

Однако и для этого возрастного периода можно подобрать полезные и эффективные развивающие занятия.

Игрушки по большому счёту в этот период не особо нужны. Для ребёнка важна мама, которая кормит его грудью и успокаивает. Но поскольку психика новорождённого представляет собой чистый лист, каждая манипуляция родителей уже способна простимулировать детское развитие.

Развить новорождённых помогут самые простые упражнения:

  • громко-тихо . При приближении к малышу начинайте с ним разговаривать. Меняя подгузник, обмывая кожу, говорите всегда. При этом нужно изменять интонацию и высоту голоса. Тихое шептание убаюкает, а громкие слова, наоборот, заставят насторожиться.
  • материнское лицо . Фокусировка на лице – важное достижение для новорождённого. Матери необходимо медленно двигаться вправо-влево, чтобы малыш поворачивал головку и отслеживал перемещения;
  • наблюдение . В период новорождённости дети лучше видят чёрно-белые предметы, поэтому нужно взять, к примеру, игрушечную зебру и водить ею в различные стороны. Игрушку нужно держать на расстоянии в 25 см и менять направление после того, как кроха передохнёт;
  • мамин голос . Чтобы детский слух смог развиваться, почаще зовите кроху по имени из разных уголков комнаты. Так ребёнок сможет отслеживать направление шума и совершенствовать слуховое восприятие.

В первый месяц жизни у ребёнка лучше всего развито осязание, вот почему прикосновения матери – это лучший тренажёр для интеллекта. Кроме того, мамины руки – это залог уверенности и безопасности. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно делать массаж новорождённому.

Второй месяц

Период новорождённости заканчивается появлением комплекса оживления, который заметен при приближении матери. Кроме того, ребёнок дольше концентрирует внимание, поэтому и игры с ним будут более серьёзными и продолжительными.

  • колокольный звон . Положите кроху на животик, пошумите перед ним колокольчиком и подвесьте бубенец на краешек постели. В следующий раз, заслышав звон, ребёнок станет поворачиваться в сторону интересного звука;
  • нежные пальчики . Когда ребёнок бодрствует, можно гладить его ладони и пальчики различными материалами. Это может быть трикотаж, шёлковый платок, меховушка, грубая вязка. Подобные действия совершенствуют осязание;
  • попрыгушка . Небольшую мягкую игрушку нужно оснастить резинкой и подвесить над постелью. Младенец станет разглядывать перемещения предмета. Также можно приобрести специальный мобиль – более совершенный вид подвесок;
  • потешки . Всем известные коротенькие стихотворения на каждое действие малыша – великолепный вариант развивающей игры. Мама может проговаривать потешки во время массажа, кормления, купания, поглаживания.

Плавание в ванне – не только приятная забава, но и корригирующее занятие, если у ребёнка имеется . Сначала малыша можно просто купать, а потом, заботливо придерживая, стоит выполнить просто упражнение – «восьмёрку».

Ребёнок быстро прогрессирует и уже способен держать головку, держать в ладошках небольшие предметы, гулить, наблюдать за собственными ручками. Также дети пытаются переворачиваться, поскольку им хочется исследовать весь мир.

Подобную любознательность удовлетворят следующие игры:

  • фитбол . Поскольку малыш способен провести около 10 минуток лёжа на животе, можно придумать весёлую игру с фитболом. Ребёнка кладут на надувной мячик, который начинают осторожно покачивать в разные стороны, придерживая при этом маленького «пассажира»;
  • погремушки. Ребёнок опять же лежит на животе, а перед ним размещаются несколько ярких погремушек. Как только младенец потянется к одной из них, следует создать опору для его стоп, чтобы ребёнок попытался оттолкнуться. Это упражнение полезно для ползания;
  • танцы . Развивающие игры до года невозможно представить без музыкального сопровождения. Смело включайте любимую детскую песенку и «приглашайте» кроху на танец. Достаточно просто медленно кружиться, похлопывать в ладони в такт музыке;
  • звучащий браслетик . На полоску из трикотажа нашейте несколько бубенчиков. Такой «браслет» нужно надеть на любую детскую конечность. При шевелении ребёнок будет слышать звон и станет определять его направление, в результате чего произойдёт активное изучение рук-ног.

Актуальными остаются игры с мобилем, чтение потешек, а также массаж. Не следует забывать и про плавание в ванной.

Которые можно использовать даже в возрасте новорождённости. Читайте об этих игровых приспособлениях в статье психолога.

Игры от 4 до 6 месяцев

Этот возрастной этап характеризуется глобальными изменениями в детском развитии. Во-первых, ребёнок , а потом и садиться. Во-вторых, его пищеварительная система становится более совершенной, поэтому родители переходят к прикорму. Становятся более сложными и занятия.

Это время переворотов, поэтому нельзя оставлять кроху одного на поверхности, которая не ограничена бортиками.

Занятия для 4-месячного ребёнка:

  • разговор . Матери необходимо наклониться над малышом и повторять короткие стихотворения или потешки, в которых отчётливо слышны гласные звуки. В ответ младенец начнёт гулить, продолжая начатый «разговор»;
  • забиралки . Разнофактурные игрушки следует по очереди вкладывать в детские ладони. Как только младенец изучит предмет, его забирают осторожно и предлагают следующий. Подобные пальчиковые игры подготавливают руку к манипуляциям со столовыми предметами и письменными принадлежностями;
  • зеркало . Небольшое зеркальце или другую небьющуюся отражающую поверхность нужно прикрепить к бортам кровати на 30-сантиметровом расстоянии от детского личика. Кроха с удовольствием станет рассматривать собственное отражение;
  • подвески . Магазинные мобили с яркими игрушками, музыкальным сопровождением и ночником – универсальный развивающий комплекс. С его помощью совершенствуется точная моторика, внимание, тактильные чувства.

Четырёхмесячным деткам можно и нужно приобретать различные книжки с яркими картинками, только лучше брать не обычные, бумажные, а мягкие. В продаже имеются книги, которые можно взять с собой в ванную комнату.

В этом возрасте детишкам надоедает лежать, они пытаются садиться и ползать. Подобную физическую активность необходимо всячески поощрять, не забывая о развитии и психических процессов.

Занятия усложняются и становятся более продолжительными.

  • мячики . Эти игрушки бывают самыми разными. Так, тканевый пригодится для развития хватания, пупырчатый – для тонкой моторики, с «начинкой» в виде колокольчиков – для слуха. Вариантов – масса;
  • «ку-ку» . Отыскиваться спрятавшуюся маму – любимое занятие пятимесячных малышей. Мать либо укрывается за постелью, либо просто закрывает лицо ладошками, а потом появляется с возгласом «ку-ку» под радостный детский смех. Забава развивает внимание и эмоции;
  • прыжки . Ребёнок стремится занять вертикальное положение, когда его поддерживают. Позвольте ему немного попрыгать, словно пружинка, придерживая за ручки. Важно лишь не ставить малыша на ножки;
  • «кто пришёл?» . Ребёнок эмоционально реагирует на родных людей. Когда в комнату заходит, к примеру, отец, маме можно произносить следующее: «Кто пришёл? Папа пришёл. Кто выходит? Это папа выходит»;
  • название игрушек . При вручении малышу какой-либо игрушки, следует чётко произносить её название: «Это кукла. Смотри, какая красивая кукла. Куклу зовут Маша». Это расширяет лексикон ребёнка и совершенствует языковые навыки.

Следует больше разговаривать с ребёнком, даже если он просто агукает. Детям нравится, когда мамы их передразнивают, повторяя слоги «па-па-па» или «ма-ма-ма».

Ребёнок в возрасте 6 месяцев уже пробует садиться, у некоторых это получается. Это расширяет их кругозор, следовательно, появляется желание изучить все близлежащие предметы.

С маленькими детьми 6 месяцев от роду можно заняться исследованиями игрушек.

  • ладушки . Классика отечественной педагогики! Это забава отличается простотой. Мама произносит стишок, хлопая в ладони, а ребёнок по мере возможности повторяет «аплодисменты». Очень весело и полезно;
  • мешок с секретом . В небольшой трикотажный мешок нужно сложить различные предметы таких размеров, чтобы их было невозможно проглотить. Это могут быть шишки, пупсы, мячики и т.д. Ребёнок толкает в мешок ручку, ощупывает и достаёт предмет, а мать его называет;
  • катание на плечах . Если ребёнок уже умеет сидеть, папа может посадить его на плечи и пройтись по комнате или улице. Это откроет широкие горизонты (во всех смыслах) к познанию окружающего мира. Малыша, естественно, нужно придерживать;
  • «полёт» . Для этой игры также лучше пригласить папу, поскольку не всякая мама сможет поднимать ребёнка за подмышки и раскачивать. Также отец сможет делать «самолёт», придерживая малыша за грудную клетку и нижние конечности.

Начинающий ползать ребёнок приступает к самостоятельному исследованию окружающей действительности, если, конечно, не сидит в безопасном манеже. Важно убрать из поля зрения крохи различные бьющиеся, острые и другие опасные конструкции.

Для полугодовалого ребёнка представляет особый интерес развивающий коврик, у которого имеется зеркальце, разнофактурные игрушки, музыкальная панель. На этом устройстве малыш сможет провести много времени.

Игры от 7 до 9 месяцев

В этом возрасте многие дети уже активно ползают, а другие к концу третьего квартала начинают уже вставать на ножки. Подобная мобильность существенно расширяет игровой репертуар. Развивающие игры до года для малышей 7 — представлены ниже.

Седьмой месяц

Семимесячные ребятишки чаще всего «сидячие», поэтому их ручки свободны для упражнений. Пальчиковые игры – отличный вариант для развивающих занятий в 7 месяцев. Чем ещё можно занять ребёнка:

  • «сорока» . Популярные пальчиковые игры, когда мама читает стишок и поочерёдно загибает детские пальчики, великолепно совершенствует тонкую моторику и готовит руку к манипуляциям с различными небольшими предметами;
  • крупяной мешочек . Из ткани шьют небольшие мешки, которые наполняют затем гречкой, горошком, фасолью, рисом. Такие самодельные игровые принадлежности формируют мелкую моторику, развивают интерес к познанию;
  • пищащий молоток . Молоточек с пищалками на конце предназначен для постукивания по полу, столу. Достаточно полезная игрушка для развития координации действий, однако не каждая мама способна подолгу слушать такие звуки;
  • барабан . Для создания шума подойдут как детские музыкальные инструменты, так и обычные кастрюльки с ложечками. Постукивание с различной интенсивностью позволяет развивать фонетическое восприятие и музыкальный слух;
  • самодельные книги . Такие книжки делают из ткани различной текстуры, пуговиц, прочих мелких предметов. Пролистывание подобных «литературных произведений» надолго увлечёт малыша, который сможет даже сам её рассматривать.

Именно на пальчиковые игры делают основной упор с этого возраста. Однако важно формировать не только мелкую, но и крупную моторику. Об этом подробнее расскажем дальше.

Ребёнок достаточно мобилен, подвижен, любознателен. Ему интересно буквально всё, поэтому удержать его в кроватке очень сложно, да и не нужно.

И лето, и зима – отличное время для восьмимесячных малышей активно двигаться.

  • «мяу, гав, му» . Для большинства малышей этого возраста характерен повышенный интерес ко всяческой живности. Заинтересованность нужно удовлетворить. Для этого мама демонстрирует картинку с собакой и спрашивает: «Как гавкает собака?» Сама отвечает, а потом просит повторить кроху;
  • полная бутылка . Пластиковые ёмкости небольшого объёма заполняют крупой или водой. Такие предметы ребёнок крутит, трясёт, чтобы разглядеть, как сыпется крупа или булькает жидкость. Подобные занятия помогают развивать зрение и слух;
  • ползание . Поначалу яркая игрушка кладётся рядом с ребёнком, который, чтобы ею завладеть, добирается ползком. По мере выполнения задания потенциальную «добычу» отодвигают подальше, стимулируя малыша к ползанию;
  • «Кку-ку» . Вариация предыдущего одноимённого развлечения. Взрослый укрывается за креслом, а ребёнок ползёт к ней, чтобы отыскать. Затем игроки меняются ролями, теперь кроха скрывается, а мама старается его найти;
  • «бросалки» . Сюда можно отнести мягкие кубики, пищалки, другие небьющиеся предметы. Это развлечение помогает ребёнку понять способы познания вещей. А когда малыш немного повзрослеет, эти предметы можно предложить бросать в пластиковую ёмкость;
  • «третье лишнее» . Ребёнку предлагают взять в ручки две куклы или машинки, а затем помещают на видное место новую игрушку. Обычно малыш быстро догадывается, что необходимо освободить руку, чтобы изучить предложенный предмет.

Не нужно отбрасывать и прежние игры. Так, ребёнку в 9 месяцев будет интересен развивающий коврик. Также можно предложить сидячему малышу и бизиборд – сенсорную доску с многочисленными предметами для вдумчивого изучения.

Доска Монтессори — очень полезная игрушка, поэтому родителям будет полезно узнать, как сделать и что для этого понадобится.

Девятый месяц

Девятимесячные ребятишки начинают понемногу осваивать вертикальное положение. Также малыши более уверенно орудуют пальчиками, проявляя интерес к столовым приборам. Чем полезно заниматься с детьми этого возраста:

  • ванные игры . Поскольку малыш уверенно сидит в ванной, ему можно предложить специальные водные игрушки. Их сейчас огромное множество – от банальных уточек и корабликов до различных фонтанов, мельниц на батарейках;
  • матрёшки . Знакомый всем символ России идеально подходит для развития ребёнка. Эти куколки годятся для понимания размеров, синхронизации действий, совершенствования моторики. Перед занятием нужно продемонстрировать принцип матрёшки;
  • пирамиды . Пригодятся пирамиды деревянные или пластиковые с небольшим количеством колец. Собирание и разборка таких игрушек способствует изучению формы, цвета, развивает синхронность действий ручек и глаз;
  • «почтовый ящичек» . Эта игрушка представляет собой коробку (обычно из дерева или безопасного пластика) с отверстиями различной формы, куда проталкивают соответствующие предметы. Как только ребёнок справится с занятием, коробка открывается;
  • копилки . В крышке пластиковой ёмкости делается небольшое отверстие, куда можно бросать различные монеты, пуговицы, жетоны. Затем эта игрушка используется в качестве шумихи или погремушки. Главное – что она сделана своими руками.

Манипуляции с мелкими предметами представляют серьёзную опасность для детишек раннего возраста, поскольку могут быть ими проглочены. Поэтому такие игры необходимо проводить в присутствии родителей.

Игры от 10 до 12 месяцев

Ближе к первой юбилейной дате ребёнок становится всё более любознательным и умелым. В этот возрастной период родители стараются уделять повышенное внимание хождению малыша и его оперированию различными предметами.

10-месячные малыши начинают ходить. Это заставляет родителей активно развивать именно это умение. Но всё же нужно помнить и о других психологических процессах.

Для всестороннего развития можно воспользоваться полезными играми:

  • катание. С помощью колёсных машин можно показать ребёнку, как приложенные усилия влияют на результат. Например, если толкнуть автомобиль не очень сильно, он «заглохнет» достаточно быстро, если же приложить силу, то придётся за ним идти;
  • конструктор . Простейшие варианты конструкторов с крупными деталями хорошо справляются с совершенствованием наглядного мышления, крупной и точной моторики, координированности действий;
  • тряпичные куклы . Необходимо брать игрушки с крупными чертами личика. Эта игрушка знакомит детей с названиями и расположением частей туловища и лица. Мама предлагает показывать, где у куколки глаза, нос, руки и пр.;
  • рисование . На альбомном листе нужно изобразить краской или карандашом рыбку или дом. Мама таким образом показывает, что пишущие предметы оставляют следы на бумаге. Ребёнок обязательно захочет познакомиться с фломастерами или красками, но пока рисовать самостоятельно он не может;
  • хлопки . Чтобы научить ребёнка действовать по подражанию, предложите ему повторить за вами элементарные действия. К примеру, малыш хлопает в ладошки, стучит ножкой о пол, шлёпает ручкой по коленке и т.д.

Не забываем и о ходьбе. С помощью мамы ребёнок передвигается по комнате, а чтобы обезопасить его от травм, необходимо убрать все опасные предметы и прикрыть острые углы у мебели.

Одиннадцатый месяц

Физическая активность возрастает. Ребёнок в 11 месяцев ходит, изучает окружающую среду с удвоенной силой. Поощрять нужно как двигательную активность, так и развитие познавательных навыков. На помощь придут множество полезных занятий:

  • машина-каталка . Для улучшения навыков хождения специально были разработаны каталки. Ребёнок, двигая машину на колёсах, идёт следом за ней, удерживает равновесие и попутно разглядывает всё вокруг;
  • лошадка-качалка . Популярнейшая игрушка во все времена. Под присмотром родителей малыш раскачивается, совершенствуя тем самым вестибулярный аппарат. Это поможет ускорить уверенное хождение ребёнка;
  • песочные игры . Лепка куличиков, пересыпание совочком песка в ведёрко – всё это способствует освоению навыка владения столовыми приборами. Чтобы не прерывать такое полезное занятие в зимнее время, можно купить специальный кинетический песок себе домой;
  • «ловись, рыбка» . В продаже имеются специальные удочки с магнитами, которыми можно «ловить» различные предметы. Весёлое и полезное занятие, помогающее ребёнку развивать точность движений и моторную ловкость;
  • заводные игрушки . В эту группу входят заводные машины, поезда, мыши и пр. Сначала нужно продемонстрировать принцип работы таких игровых принадлежностей, а затем ребёнок сможет самостоятельно завести машинку.

Узнайте из статьи, что такое и как с ним играть. Также родители смогут прочитать, как приготовить этот игровой материал в домашних условиях.

Для малышей до 1 года и даже старше такие игрушки, как пирамидки, волшебные мешочки, почтовые ящики, матрёшки, представляют большой интерес. Поэтому не нужно их убирать на полку, если ребёнок ими продолжает увлекаться.

Двенадцатый месяц

Ребёнок в 12 месяцев – достаточно взрослый человечек. Он уже по-другому смотрит на известные игры и вещи, поэтому можно экспериментировать, используя знакомые игрушки в непривычном свете. Чем может заинтересоваться годовалый кроха:

  • пальчиковые краски . Великолепное занятие – ставить отпечатки ладошек на ватман, которые потом можно превращать в различные яркие рисунки – солнышко, деревце, человечек, осьминожек. Важно брать именно безопасные краски для младенцев;
  • лепка . Солёное тесто или особый пластилин – принадлежности, эффективно способствующие совершенствованию точной моторики. Пока лепить фигурки малыш не может, однако мять пальчиками пластичную массу вполне в состоянии;
  • «покажи цвет» . 12-месячные ребятишки способны различать основные цвета, однако пока ещё не могут их называть. Родители, взяв, например, синюю погремушку, просят ребёнка показать предмет такого же цвета. После удачной попытки нужно обязательно похвалить малыша;
  • «золушка» . В небольшой таз засыпают горошины и фасолины, хорошенько перемешивают и предлагают крохе разложить их по различным посудинам. Обязательно нужно следить, чтобы маленький умелец не затолкал эти предметы в нос или ротовую полость;
  • «человек-паук» . Между тяжёлыми креслами натягивают резиночку так, чтобы она напоминала паутину. Мама показывает, как нужно проходить сквозь препятствие, а затем предлагает малышу почувствовать себя супергероем.

В процессе игры нужно следить не за точным выполнением инструкции, а за эмоциональной составляющей. Важно улыбаться ребёнку, поддерживать его и хвалить за каждое выполненное действие.

Огромный плюс всех этих забав – отсутствие особого «реквизита», так что мама не просто разовьёт малыша, но и сэкономит деньги на приобретении дорогостоящих игровых принадлежностей. Ну а на основе описанных выше игр родители могут придумать свои собственные развлечения. Дерзайте!

Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое. В этой подборке – 10 самых лучших игр для деток до 1 года. Все игры прошли проверку временем и точно будут интересны вашему крохе.

  • 1. Ладушки

Эту игру знают, пожалуй, абсолютно все, а текст народной потешки даже заучивать не нужно: он у нас в памяти с рождения.

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Простоквашку.

Попили-поели,

Домой полетели (машем руками как крыльями) .

…И полетели-полетели-полетели.

На голову сели,

Песенку запели (берёмся руками за голову) .

Произнося это стихотворение, взрослый ритмично хлопает в ладоши, можно так же в такт покачивать головой и плечами. Со временем малыш начнёт повторять ваши движения. Чтобы ему проще было освоить хлопки, можно взять детские ладошки в свои, и таким образом хлопать вместе.

  • 2. Сорока

Это тоже хорошо известная и всеми любимая пальчиковая игра для малышей. Возьмите ладошку крохи в свою руку, и, очерчивая окружность своим указательным пальцем по детской ладошке, приговаривайте:

Сорока-сорока,

Где была?

Далёко!

А затем, пощипывая каждый пальчик:

Воду носила!

Дрова рубила!

Печку топила!

Кашу варила!

Деточек кормила!

Переключаемся на другую ручку и так же пощипываем каждый пальчик:

Этому дала, этому дала… Доходим до последнего пальчика: А этому – не дала. Он воды не носил, дров не рубил, печку не топил и кашу не варил.

  • 3. Пальчики

Если играя в Сороку, мы пощипывали и разминали пальчики, то в этой игре будем их загибать. На каждую фразу загибаем малышу один пальчик:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя.

Вот и вся моя семья!

Произнося последнюю фразу, можно крепко обхватить кулачок ребёнка своими ладонями.

В аналогичную игру можно поиграть с малышом перед укладыванием спать:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

И тебе он спать велит.

  • 4. Мешок с сюрпризом

В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелочи, отличающиеся формой и фактурой. Предметы в мешочке должны быть такого размера, чтобы ребёнок удерживал их ручкой, но при этом не мог вдохнуть или проглотить их. Например, это могут быть: чайная ложечка, крупная деталь конструктора, грецкий орех, кусочек искусственного меха, пряжка от ремня и т.д. Выдаём «сокровищницу» малышу и наблюдаем, с каким любопытством и удивлением он извлекает из мешочка и рассматривает вещицы.

  • 5. Прятки

Вариантов этой игры очень много: можно просто закрывать лицо руками, а потом открывать, можно прятаться за дверь, шторку. Можно прятать и самого малыша, накрывая его пелёночкой на несколько секунд. Такие прятки обязательно нужно сопровождать словами: «Где же мама? Вот она! А где Ваня? Куда же он спрятался? Вот он!» . А можно просто, встречаясь с малышом глазами, говорить .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • 6. «Полетели-полетели»

Полетать под потолком любят все малыши, но физически для мамы эта игра будет тяжёлой, поэтому лучше привлечь к ней папу. Можно поднять малыша за подмышки и покачивать в разные стороны, а можно поиграть в «самолётик»: ребёнок ложится на предплечье взрослого животиком, папа держит его одной рукой под грудку, а другой придерживает спинку и поднимает вверх. Для полноты эффекта нужно включить «звуковое сопровождение» и изобразить звук летящего самолёта.

  • 7. Покатаем мячик

Для игры понадобится мячик небольшого размера. Усаживаем ребёнка на пол и садимся напротив него. Тихонько толкаем мячик малышу и показываем, что ребёнок должен сделать в ответ. Очень скоро кроха сообразит, как нужно действовать. Разнообразить игру можно, включив в процесс несколько мячиков разного размера: вот покатился большой, вот поменьше, а вот совсем маленький.

  • 8. Кто там в зеркале?

Ближе к году детки очень любят рассматривать своё отражение в зеркале. «Друг из зазеркалья» становится для них настоящим открытием. Можно сесть вместе с малышом напротив большого зеркала, запастись разными шапочками, шляпами, панамками, косынками и примерять их по очереди, наблюдая, как меняется образ человечка в отражении (Кстати, есть суеверный «запрет» о том, что ребенку до года нельзя смотреться в зеркале, все это выдумки. ) .

  • 9. Покажи, где?

С большим интересом малыши рассматривают части своего тела и учатся их показывать. Для этой игры можно использовать игрушки (кукол, мягкие игрушки), а можно играть только вдвоём. Суть игры в том, что мама просит малыша показать, где у него ушки, а где носит, а где ротик? Называть части лица и тела можно с любимым мягким мишуткой или куклой, а потом показать их ещё и на маме.

  • 10 . Комарики

Ещё одна замечательная игра на запоминания частей тела. Соедините указательный и большой палец на обеих руках – получилось «жало» комарика. Сначала поём песенку, «пританцовывая» руками в такт:

Дарики-дарики,

Летели комарики.

Вились-вились… («вьёмся» руками вокруг малыша)

В ножку вцепились! (слегка щипаем указательным и большим пальцем, как будто ужалил комарик) .

Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и другие части тела.

Тут можете скачать мега подборку игр с грудничком по месяцам —

Возможно заинтересует:

  1. Воспитание ребенка до года: советы родителям, .

Большинство этих игр не требуют специальной обстановки и «реквизита», поэтому играть в них можно и во дворе, и ожидая очередь, и в дороге. Несмотря на внешнюю примитивность, такие игры очень много дают малышу для всестороннего развития. Освоив «классику» игр с малышами, родители могут придумывать свои варианты — это только приветствуется.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев

Раннее развитие ребенка влияет на его способность к общению и обучению в будущем. Какие игры и игрушки выбрать для малыша? На развитие каких навыков следует обращать внимания по мере роста? В этих вопросах поможет разобраться данная статья.

С появлением в семье ребенка перед родителями встает огромное количество вопросов, связанных со здоровьем малыша, правильным уходом и развитием. Интуитивно каждая мама чувствует, что маленький человечек более всего нуждается в любви и постоянном эмоциональном и физическом контакте со взрослыми. Играя, малыш познает мир, учится общению и гармонично развивается.

Какие игрушки выбрать ребенку?

Выбор игрушек для ребенка первого года жизни играет большую роль. С помощью простых предметов малыш получает первые представления об окружающем мире и испытывает положительные эмоции от игры.

  • Простые формы . Для начала предложите ребенку предметы простых форм – кубики, колечки, мячики. Так малыш учиться удерживать в ручках разнообразные вещи
  • Безопасность и экологичность . Игрушки должны быть безопасными и прочными. Будьте готовы к тому, что их будут бросать, пытаться кусать, обсасывать, поэтому обращайте особенное внимание на материал изготовления
  • Яркие цвета . Все игрушки должны иметь четкие формы и яркую окраску. Если это фигурка животного, то она должна быть выполнена с наличием всех присущих этому животному особенностей. Например, если это игрушка — кошка, она должна иметь очертания мордочки, обязательно глаза, лапки, хвост. Игрушки ярких расцветок помогут малышу учиться различать цвета
  • Разнообразие фактур . Выбирайте игрушки, выполненные из разных материалов: дерево, ткань, пластмасса, силикон могут иметь гладкую либо фактурную поверхность. Это важно для развития тактильных ощущений
Развивающие игрушки для детей до года

Как играть, развивая месячного ребенка?

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует


Массаж и гимнастика грудничков

Как играть с 2 месячным ребенком?

  • Улыбка . Не забывайте показывать малышу проявление эмоций. Каждый раз, склоняясь к кроватке, перед тем как взять на руке улыбнитесь малышу. Спросите: «Как улыбается мама?» «А как улыбается Саша, Маша, Даша…?» уже через некоторое время малыш будет улыбаться в ответ
  • Колокольчик . Двухмесячный малыш может поворачивать головку, лежа на спине. Если повесить недалеко от кроватки колокольчик или погремушку и дать ребенку несколько раз послушать звучание, затем он сам будет поворачивать голову на этот звук
  • Мягкие ладошки . Во время отдыха возьмите разные кусочки тканей (шерстяную, хлопковую, шелковую, пушистый мех) и проводите по ладошкам. Это позволит формироваться чувству осязания
  • Короткие стишки . Сопровождайте свои действия забавными стишками-потешками. Ребенок обращает внимание на повторяющиеся звуки и ритм голоса


Эмоциональное развитие малыша через общение с мамой

Какие игры для 3 месячного ребенка?

  • Занятия на мяче . В возрасте 3-х месяцев ребенок уже умеет лежать на животике достаточно долго. Положите малыша на гимнастический мяч и немного покачайте – это развивает ориентацию в пространстве и вызывает положительные эмоции
  • Возьми игрушку . Предложите ребенку дотянуться до игрушки в положении лежа на животе. Не предлагайте сразу много предметов, положите 2-3 в пределах досягаемости. Если вы увидите, что малыш пытается дотянуться ручкой, подставьте ладони под его стопы. Почувствовав опору, ребенок начтет отталкиваться. Позвольте ребенку хорошо рассмотреть предмет, подержать в ручках и использовать по назначению – погреметь, постучать
  • Слушаем музыку . Включайте для малыша на умеренной громкости разную музыку – классическую музыку, ритмичные мелодии, детские песенки. Старайтесь совершать движения в такт музыке – хлопать в ладоши, качать ребенка. Купите музыкальную игрушку – особенно нравятся деткам карусели и мобили, когда вместе с музыкой появляется возможность следить за вращающимися предметами


Упражнения на гимнастическом мяче для развития координации

Как развивать ребенка в 4 месяца?

  • Поменяемся игрушкой . Вложите ребенку в ручки игрушку, которая ему интересна, следите за правильным захватом предмета – положением большого пальца. Через некоторое время предложите ему поменяться на другую вещь, не забывайте улыбнуться и ласково попросить. Малыш протянет игрушку и возьмет другую. Такое упражнение направлено на развитие мелкой моторики, напряжение и расслабление мышц руки, а также навыков социального поведения
  • Прятки . Игра в прятки с ребенком выглядит следующим образом – мама закрывает лицо руками или платком, можно спрятаться за бортик кровати, а потом появиться с возгласом «Ку-ку». Можно также «спрятать» домашнего питомца или игрушку. Не забывайте сопровождать действия словами и правильной интонацией «Где собачка спряталась?» — «Вот где собачка»
  • Кто там? Когда в комнату входят папа, бабушка, братик или сестренка, обратите на это внимание ребенка. «Кто к нам пришел?» Малыш, находясь в вертикальном положении, может различать людей с расстояния 2-3 метров и эмоционально на них реагировать


Карусели и модули для развития слуха, зрения и внимания ребенка

Как развивать ребенка игрой в 5 месяцев?

  • Давай попрыгаем . В пятимесячном возрасте ребенок любит стоять на ножках, если его придерживают. Держа малыша за ручки, позвольте ему приседать и подпрыгивать, обязательно проговаривайте стишок или потешку
  • Предложите малышу первые книги с крупными, яркими картинками. Показывайте предметы, животных, растения, рассказывайте о том, что он видит. Если на картинке есть люди или какие-то зверюшки, называйте части лица и тела – «Вот это глазки», «Вот это носик», «Вот это ушки». Показывайте одновременно то же самое на личике ребенка – это вызовет интерес и улыбку малыша
  • Развивайте тактильное восприятие ребенка – давайте подержать предметы с различной формой и поверхностью – гладкие и пупырчатые мячики, кубики, мягкие игрушки с различным наполнением – рисовые, шуршащие. Очень крепко пришейте к плотной ткани разные пуговицы, бусины, шнурки и давайте изучать ребенку


Коврик из пуговиц помогает развитию осязания

Как играть с 6 месячным ребенком?

  • К 6-ти месяцам ребенок начинает различать отдельные слова. Когда вы ходите с малышом на руках по квартире, показывайте и называйте предметы . Начинайте с тех, к которым ребенок проявил интерес, затем постепенно расширяйте перечень знакомых слов. Поднесите ребенка к окну, покажите деревья, облака, птиц. Каждое название произносите отдельно и четко
  • Поговорим с мамой . Когда малыш произносит слоги: га, гу, ма, ба и др., повторяйте их за малышом нараспев. Детки сразу реагируют на такое общение – начинают активно гулить, протягивать ручки и улыбаться. Такие игры развивают слух и начальные разговорные функции
  • Ребенку становятся интересны игровые коврики и функциональные игрушки – с кнопочками, звуками, кармашками, отрыванием окошек.
  • С 6-ти месяцев регулярно проводите с ребенком пальчиковую гимнастику . Начинайте с массажа пальчиков и ладошек, затем используйте стишки и потешки. Со временем ребенок сам будет повторять движения пальчиками


Пальчиковая гимнастика для стимуляции развития мелкой моторики

Игры для ребенка 7 месяцев

  • Покажи . Попросите ребенка показать предмет или игрушку, которая находится неподалеку – «Покажи мячик». Сначала сделайте небольшую паузу и покажите сами. Постепенно паузы нужно увеличивать, вскоре малыш сам будет протягивать ручку к названной вещи. По такому же принципу следует тренировать умение ребенка выполнять простые действия
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики – приготовьте для малыша мешочки, наполненные разными крупами и семенами – рис, гречка, горох, фасоль, семя подсолнуха, которые можно ощупывать, трясти, бросать. Следите, чтобы мешочки были прочными и плотно завязанными
  • Давайте ребенку мягкие книжки или деревянные игрушки в форме книги, которые он может самостоятельно рассматривать, переворачивая страницы. Часто в таких книгах присутствуют вставки из разных материалов, которые приятно ощупывать


Мягкие книжки развивают тактильное и цветовое восприятие

Как играть с 8 месячным ребенком?

  • В возрасте 8-ми месяцев детям нравится складывать и вынимать вещи из коробки . Сложите погремушки, мячики, кубики, небольшие мягкие игрушки, игрушечные овощи и фрукты в короб или корзину и предложите малышу самому поочередно вынимать их. Обязательно называйте вслух предметы: «Желтый мячик», «Зеленая машинка», «Красное яблоко» и т.д. Попросите ребенка достать определенный предмет, обязательно похвалите его работу
  • Точно также заинтересует малыша игра с посудой – складывание кастрюль, ложек, пластиковых стаканов, чашек. Приготовьте для игры разноцветные крышки – от баночек с детским питанием, джема, соков. Складывание и перекладывание таких предметов способно занять ребенка на длительное время, к тому же развивает мелкую моторику
  • Наполните пластиковые бутылочки (объемом 0,3 -0,5 л) разными крупами, камушками, песком, водой так, чтобы оставалось 2/3 пустого пространства. Переворачивая бутылки, ребенок будет наблюдать за перекатывающимися зернышками, бульканьем воды. Это хорошо стимулирует развитие зрения и концентрации внимания
  • Не оставляйте малыша одного во время игр – занимайтесь вместе с ним, разговаривайте, хвалите за успехи. Общение со взрослыми очень важно для формирования социальных навыков и психоэмоционального развития детей


Игры с предметами помогают различать цвета, формы, размеры

Как играть, развивая 9 месячного ребенка?

  • Поиграем в водой . В возрасте 9 месяцев почти все детки уверенно сидят. Обычно купание можно превратить в увлекательную игру. Положите в ванну кораблики, утят, 2 небольших пластиковых чашки. Покажите ребенку, как плавают кораблики, как ныряют утята, переливайте воду из одной чашки в другую
  • Кубики и пирамидки . Сначала стойте башенки из кубиков, хвалите ребенка за его старания, не забывайте называть цвета предметов. Первые простые пирамидки с небольшим набором колец также вполне под силу деткам такого возраста, хорошо развивают способность к сравнению предметов
  • Матрешки, наборы из стаканов , складывающихся один в другой. Покажите малышу, как маленький предмет прячется внутри большого. Начните с 3 элементов, когда ребенок научится их укладывать, постепенно увеличивайте количество предметов
  • Коробка с отверстиями по форме фигур . Такую игрушку можно купить или сделать самостоятельно. Покажите малышу, как фигурка исчезает в коробке, откройте ее вместе, посмотрите, куда спрятались игрушки. Через некоторое время дети учатся сами находить подходящее отверстие, а затем вынимать фигурки


Развивающие игрушки для детей после 6 месяцев

Во что играть с 10 месячным ребенком?

  • Первые пазлы . Чаще всего в продаже можно встретить крупные пазлы из дерева, где нужно просто вставить картинку нужной формы или собрать рисунок из 4-6 частей
  • Можно также купить наборы, с помощью которых можно выбирать и устанавливать одежду и выражение лица изображенному персонажу. Такие игры хорошо развивают зрение, умение сопоставлять размеры и цвета
  • Первые конструкторы из небольшого числа крупных деталей прекрасно развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику
  • Показывайте на мягких игрушках, куклах части лица и тела . Попросите ребенка указать нос, глаза, руки, волосы на игрушке, а затем на маме и на себе. Сначала помогайте малышу, очень быстро он научится делать это самостоятельно


Первые пазлы для развития мышления и логики

Игры для 11 месячного ребенка

  • Формировать способность к ориентации в пространстве позволяет игра в «догонялки ». Если ваш малыш активно ползает, покажите, что вы хотите догнать его. «Кто так быстро ползает?» — «Догоню, догоню!». Вы можете ходить или также встать на четвереньки. Догнав малыша, обнимите и поцелуйте, а затем позвольте снова «убежать»
  • В таком возрасте многие детки делают первые шаги, поэтому важно помочь малышу развивать равновесие и координацию движений. Для этого хорошо подходят игрушки, на которые можно садиться (лошадка-качалка, резиновый ослик, машина). Такие игры должны проводиться только под присмотром взрослых
  • Игрушки-каталки на колесах – машинки, бабочки, гусеницы на палочке, которые на прогулке можно катить перед собой, хорошо развивают понятие движения, опоры, учат ходьбе


Игрушки-каталки помогают малышу при первых шагах

Развивающие игры для годовалых детей

  • Настало время творческих занятий – начните рисовать . Карандаши и краски давать ребенку еще рано, поэтому начать можно с пальчиковых красок, губки, смоченной в акварельной краске (медовой), мелков. Возьмите большой лист бумаги, направляйте ручку малыша, рисуя простые формы, называйте то, что он видит, меняйте цвета. Затем позвольте проявить собственную фантазию
  • Прекрасно развивает мелкую моторику лепка . Приготовьте соленое тесто – оно полностью безопасно, даже если малыш попытается взять его в рот, или купите специальную пластичную массу разных цветов. Лепите вместе шарики, тарелочки, жгутики. Покажите малышу, как раскатывать колбаски, резать их пластмассовым ножичком
  • Выбери цвет . Годовалые дети уже достаточно хорошо различают цвета. Приготовьте игрушки разных цветов и форм, попросите малыша отделить игрушки определенного цвета и сложить их, например, в коробку. Вариантом игры может стать «покажи такой же ». Покажите ребенку синий кубик и попросите найти такой же среди других игрушек. Обязательно хвалите ребенка, подсказывайте, если что-то вызывает затруднение


Рисование и лепка развивают воображение, мышление и мелкую моторику детей
  • Развивающие игры для маленьких детей – это не занятия в школе. Они должны проводиться не по расписанию, а по настроению и желанию малыша. Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если это не вызывает его интереса
  • Откажитесь от этого занятия, попробуйте вернуться к нему позже. Обратите внимание на эмоциональный контакт с ребенком. Игра с раздраженной, усталой мамой не принесет радости и желаемого эффекта
  • Улыбайтесь малышу, обнимайте, хвалите, показывайте, как важны для вас его успехи. Даже не понимая речь, дети прекрасно чувствуют настроение мамы и чутко на него реагируют

Видео: Развивающие игры для детей до года